«В начале было Слово»: вопросы толкования традиционных ценностей и их интеграции в право

Традиционные духовные и нравственные ценности определяют долгосрочную перспективу развития общества, обеспечивая его устойчивость перед враждебными идеологиями. Государственные словари, одобренные учеными и религиозными деятелями, служат основой для единого понимания ключевых понятий. Однако важно признать многообразие интерпретаций, избегая жесткого догматизма, и интегрировать моральные принципы в законодательство для более справедливого и защищенного общества. К такому мнению пришли участники сессии ««В начале было Слово»: вопросы толкования традиционных ценностей и их интеграции в право» на Петербургском международном юридическом форуме – 2025.
Использование одобренных государственных словарей
«Эти ценности, понятия здесь раскрыты. Кто это делал? Это делали и ученые, в первую очередь гуманитарного профиля, это делали представители Русской православной церкви, правовое управление Русской православной церкви, это в обсуждении участвовали представители других конфессий, а после согласования, после утверждения правительственной комиссией по русскому языку, они были одобрены и утверждены в качестве обязательных. Поэтому сегодня на вопрос журналиста, обращенный к Сергею Сергеевичу Кравцову, „а каким словарем вы раньше пользовались во времена, когда вы учились в школе, и каким словарем вы теперь будете пользоваться“, он ответил: „К сожалению, не помню, каким словарем я пользовался, но теперь я знаю, что я обязан пользоваться теми словарями, которые утверждены постановлением правительства Российской Федерации“», – ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.
Нельзя допускать догматизации словарей и толкований
«Нужно не требовать и не постулировать, а помнить, что мы в этом смысле исследователи, что нам не дано знать истину так, чтобы ее полностью где-то фиксировать. Мы можем только приближаться к ней. Где-то чувствами, где-то эмоциями, где-то научными открытиями, где-то своими знаниями, талантами и так далее. Мы можем делиться нашим впечатлением, нашим пониманием, нашим толкованием. Мы можем находить точки соприкосновения. Мы обязаны размышлять, но ни в коем случае не требовать друг от друга четкого толкования только здесь и сейчас, только так и не иначе», – директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова.
Конфликт базовых ценностей определяет идеологическую составляющую геополитики
«Сегодня, на мой взгляд, здесь проявляется главный идеологический конфликт. Он скрыт геополитическим противостоянием. Нам говорят: „Нет, это геополитика“. Разные взгляды на то, что происходит в Сирии, на Украине. Нет, здесь существенное противостояние. Идеологическая компонента геополитического конфликта между носителями базовых ценностей, в данном случае России, Китая и, кстати, абсолютного большинства стран мусульманского мира и так далее, и западного мира, который хочет эти ценности разрушить», – председатель Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации, сенатор Российской Федерации, автор, ведущий аналитической программы «Постскриптум» Алексей Пушков.
Право без морали перестает быть правом
«Мне кажется, все-таки мы и наука решили вопрос о соотношении права и морали. И ответ на этот вопрос уже ясен и четок. Мораль должна быть интегрирована в право или имплементирована. Мораль не может быть в противоречии с правом, потому что иначе, наверное, это уже не будет правом», – Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко.
Неясность и неопределенность в правовых документах
«Когда мы с вами рассматриваем какой-то законопроект или действующий закон, мы находим в нем непонятности, неясности. Это примерно 20–30% наших претензий к законопроекту. Когда мы говорим о правоприменительном акте, мы тоже говорим: „Ой, непонятно, вот здесь не соответствует закону или вышестоящему акту“», – ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.
Слабая правовая защита религиозных символов
«Но в целом у нас сейчас очень слабая правовая защита этих понятий. Например, религиозная символика широко используется на этикетках алкогольной продукции. Мы видим, что продаются вина с соответствующими названиями: „Душа монаха“, „Исповедь грешницы“, предметы индивидуальной гигиены „Кроткая монашка“ и так далее», – руководитель правового управления Московской патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря игумения Ксения (Чернега).
Неопределенность ключевых терминов
«Мы начали с фразы о том, что не определились в понятиях. А тема нашей сегодняшней сессии, как уже было сказано и как все это прекрасно знают, – „Сначала было Слово“, послание от Иоанна, Евангелие. Что значит Слово? В оригинальном тексте употребляется логос. Древнегреческий язык. У понятия логос, только внутри того языка, на котором это слово использовалось, написано и произносилось, соответственно, только внутри одного греческого языка, тридцать четыре толкования. Вы представляете? А мы говорим о том, что давайте определимся сейчас в понятиях. Тридцать четыре толкования только в рамках одного языка, в рамках которого это Слово было выбрано в качестве одного из заглавных, смыслообразующих для целого пласта Священного Писания», – директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова.
Необходимость правового обеспечения защиты детей до и после рождения
«В качестве первого шага я бы предложила внести в законодательство об обеспечении гарантий прав ребенка в России положение, которое сейчас содержится в Декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка. Оно звучит примерно так: ребенок в связи со своей незрелостью нуждается в правовой защите как до, так и после рождения», – руководитель правового управления Московской патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря игумения Ксения (Чернега).
Формирование человека через образование
«Когда мы говорим сейчас о Министерстве просвещения, а нам нужно Министерство образования, чтобы по образу формировать человека. Что там просвещать? Сначала бы по образу сформировать человека», – журналист, ведущий программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» Владимир Соловьев.
Говорить правду – значит беречь людей
«Может быть, мы все-таки действительно будем ближе к реальной истине, будем не придумывать квазислова, и вот сейчас я перехожу к этой теме, о которой также было упомянуто: как не ранить женщину? Почему, кстати говоря, только женщину? Как будто от этого страдают только женщины, от этого страдают и мужчины, и семьи и так далее. А может быть, мы тогда поймем, что говорить правду, конечно, с любовью, с добротой, с заботой – это и есть помогать и беречь, а не следовать путем тех, кто исповедует экстремизм в виде либерализма, ультралиберализма и подменяет понятия до такой степени, что люди, готовые изменять пол детям, придумывают всякие небылицы, а затем, когда дети становятся взрослыми и осознают совершенное насилие над собой, уже поздно, уже ничего нельзя вернуть», – директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова.
Переход от слова к замыслу
«И вот когда мы уходим от слова к замыслу, то все начинает играть совсем другими красками, потому что тогда понятно, о чем идет речь. И именно у Бога был и есть замысел, потому что для Господа нет времени. Поэтому мы и говорим сейчас о замыслах», – журналист, ведущий программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» Владимир Соловьев.
* Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс roscongress.o