Новости

Конституционный суверенитет Российской Федерации обеспечит соблюдение прав и свобод граждан на фоне кризиса международного права

Конституционный суверенитет Российской Федерации обеспечит соблюдение прав и свобод граждан на фоне кризиса международного права

Кризис международного права, разворачивающийся на фоне геополитических изменений и межгосударственных конфликтов, можно преодолеть только с помощью выработки собственного конституционного суверенитета. Опора России в этих условиях на собственные ценности позволяет эффективно защищать права и свободы граждан, однако в систему конституционного права необходимо ввести понятие национальной идеологии. К такому выводу пришли участники Международной конференции Конституционного Суда Российской Федерации в рамках XI Петербургского международного юридического форума.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Конституционный суверенитет не может быть передан международным организациям даже частично, он позволил создать национальную систему защиты прав и свобод человека

«Органы конституционного контроля являются хранителями правового суверенитета страны. Выполняя высокую миссию по защите конституционного строя, основных прав и свобод человека, они призваны воплощать в своих решениях представления о праве, справедливости и гуманизме, которые составляют национальную конституционную идентичность. Ее сохранение и развитие являются одним из главных условий обеспечения независимости государств, формирования многополярного, демократического мироустройства», — процитировал приветственное слово Президента России Владимира Путина Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин.

«Усиливается межгосударственная конкуренция, повышается уровень конфликтности международных отношений, проявляется стремление коллективного Запада расширить вмешательство в дела независимых государств, навязать собственные представления о мировых ценностях и принципах, которые зачастую кардинально расходятся с нашими ценностями и принципами. Сложившиеся условия породили потребность осознать национальный культурный код, параметры конституционной идентичности. <…> Суверенитет неделим и никому не может быть передан даже частично — никакой международной организации. Конституционный суд стоял и будет стоять на этих позициях», — Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин.

«Ценность государства, напрямую не заявленная в качестве конституционной ценности, отстаивается в правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации», — Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко.

«В Конституции появился новый государственный конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Судя по тем обращениям, которые поступают в наш адрес, он востребован. Только в прошлом году к нам поступило около 80 тысяч обращений. Люди верят в Конституционный суд, верят в Уполномоченного по правам человека», — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

«Суды, и конституционные суды в особенности, — это гарантия стабильности в стремительно меняющемся сегодня мире, мире, который как никогда подвержен социальной диффузии», — Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации Александр Коновалов.

 

На фоне кризиса международного права система защиты прав и свобод человека в России работает стабильно

«Мы видим, что с уходом из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека наша система продолжает работать», — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

«Кризис международного права, на мой взгляд, сегодня достаточно очевиден, многие эксперты отмечают кризисное состояние контрольных механизмов, функционирующих в рамках различных универсальных договоров, в том числе в рамках институтов ООН. <…> Некоторые государства фактически отказываются от своих суверенных прав, при этом полностью пренебрегая фундаментальным принципом демократии “источником власти является народ”. На этом фоне многие страны, в том числе Российская Федерация, выражают свою приверженность трактовке международного права в его традиционной интерпретации, основанной на признании и уважении суверенитета национальных государств», — Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

«Принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являлись составной частью национальной системы права России. <…> Поправкой в Конституцию Российской Федерации в настоящее время устанавливается приоритет норм законодательства России над нормами международного права в случае их противоречия нормам Конституции Российской Федерации. Механизм устраняет возможные угрозы дестабилизации правового порядка государства, а также угрозу конституционной идентичности», — Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин.

 

ПРОБЛЕМЫ

Европейская конвенция защиты прав и свобод человека, основы которой включены в правовую систему Российской Федерации, ориентирована на западные ценности

«Мы долгое время находились в составе Совета Европы. Конституционный суд России внес большой вклад в то, что именно Европейская конвенция по защите прав и свобод человека прочно вошла в ткань правовой системы России. В то же время мы не могли не видеть, что с некоторых пор пошла определенная дивергенция. Страсбургский суд и в целом Совет Европы стали ориентироваться на те ценности, которые были выработаны в основном в Западной Европе», — Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин.

«Иностранные государства демонстрируют различные подходы относительно понимания и определения границ собственного суверенитета, причем подходы варьируются в зависимости от политического контекста, а иногда от того, кто выступает в качестве оппонента в межгосударственном диалоге. В настоящее время справедливо говорить о стремлении отдельных государств распространить свою юрисдикцию по экстерриториальному принципу и использовать межгосударственные институты в качестве инструментов геополитической борьбы», — Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Суды и в целом правовая сфера оказались не готовы к стремительному развитию информационных технологий

«Наибольшие опасения должна вызывать такая давно нарастающая, непростая тенденция, как уход социальной активности в виртуальную плоскость, в онлайн-сферу, где действуют свои правила, которые часто меняются и имеют очень мало общего с привычными нам правовыми регламентациями, затрудняют правовую политику. Есть много проблем с так называемыми фейковыми доказательствами, с новыми возможностями, которые появились в связи с широчайшим развитием коммуникационных технологий, для искажения объективной истины, затруднения ее установления. Все это, конечно, затрудняет деятельность судов», — Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации Александр Коновалов.

«Ядро нового технологического уклада намного сложнее в структуре, конвергентные природоподобные технологии возникли и активно используются. Государство, право и Конституция должны создавать защитный механизм от угроз, которые исходят не от отдельных видов технологий, а от всего их многообразия», — директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заместитель президента Российской академии наук Талия Хабриева.

 

РЕШЕНИЯ

Закрепление национальной идеологии как основы конституционного суверенитета, прогнозирование геополитических изменений

«В России всегда была важна национальная идея и идеология. <…> Проблема национальной идеологии, с точки зрения Конституционного суда, важна для подрастающего поколения. Давайте начнем движение в этом направлении. В указе президента о сохранении духовных ценностей [Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 9 ноября 2022 года № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. — Ред.] – в нем вся национальная идеология сформулирована. Это всеобъемлющий документ, который может стать основой формирования правового понятия национальной идеологии», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Сегодня конституционный суверенитет — это новая конституционная правовая категория. <…> Мы должны сегодня говорить больше и о конституционном суверенитете, и о соотношении Конституции с нормой международного права. <…> Настал переломный момент и в развитии международных отношений, и в развитии нашей юридической науки. Юридическая наука должна успевать иногда прогнозировать развитие тех или иных событий», — Первый заместитель Председателя Парламента Республики Узбекистан Акмаль Саидов.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Поделиться: