Новости

Концепция обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве

Концепция обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве

Ключевые выводы

Усиливающаяся цифровизация несет определенные риски для соблюдения прав и свобод граждан 

«Риски, в том числе касающиеся прав и свобод граждан в этом пространстве, весьма велики. Я здесь занимаю почти радикальную позицию, считаю, что здесь нужны весьма серьезные, жесткие действия», — советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.

«Основная угроза — это манипуляция гражданами, их судьбой. Особенно чудовищно, когда это начинают делать с несовершеннолетними. Мы будем решать, а надо ли ему заниматься математикой или гуманитарными науками. Идея в том, что мы превращаем человека в вектор свойств, забываем о том, что человеку свойственно меняться, что у него есть собственное мнение. Отношение к людям как к векторам дает ощущение безнаказанности», — генеральный директор «Крибрум», управляющий партнер ООО «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.

 

В России идет работа над созданием «Цифрового кодекса», необходимо рассмотреть его юридические аспекты 

«Концептуально [работа по созданию — Ред.] того, что мы условно называем "Цифровой кодекс", завершена. Мы взаимодействовали с разными министерствами, ведомствами. Это не какая-то работа сектантская, мы проводим ее максимально широко. И, похоже, пора переходить к юридической фазе подготовки этого документа — одного или нескольких, позднее мы это обсудим», — советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.

«Что касается <…> концепции создания "Цифрового кодекса", может быть, называть его надо не "Цифровой кодекс", это угрожающе звучит, а информационный. Концепция сейчас заточена исключительно на защиту прав граждан. Если мы говорим о комплексном нормативно-правовом акте, который даст толчок развитию отрасли права, нужно расширять сферу действия, включать туда и вопросы, связанные с взаимодействием с бизнес-сообществом, использованием персональных данных», — первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. 

 

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие законодательной базы для цифровой среды

«Для всех остальных пространств есть свои кодексы — Лесной кодекс, Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Морской кодекс и так далее… Для цифровой среды никаких правил движения, на самом деле, не создано. Есть общий закон «О персональных данных», который писался довольно давно, в него сейчас вносятся очередные поправки. Он далеко не все охватывает. И надо понимать, что цифровое пространство и люди, в нем оперирующие, плевали на этот закон», — генеральный директор «Крибрум», управляющий партнер ООО «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.

Нехватка кадров 

«На сегодняшний день не хватает порядка 1 миллиона специалистов в масштабах России в этой сфере. Это абсолютно все сферы народного хозяйства, куда уже проникли цифровые технологии. Будучи юристом, педагогом, врачом, искусствоведом, экскурсоводом и так далее, мы обязаны приобретать новые навыки и компетенции», — первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

РЕШЕНИЯ

Ужесточение наказания за цифровые преступления

«Нам нужен не только цифровой кодекс, но и правоприменительная практика, чтобы перестали бояться наказывать. Конечно, у нас есть неработающая статья УК про халатность. На самом деле, халатность может быть применена, вменена любому, кто имеет право распоряжения в компании, где есть контроль государства. Таких компаний много, не говоря уже о госорганах», — генеральный директор «Крибрум», управляющий партнер ООО «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.

«Согласна с тем, что нужно внимательно отслеживать правоприменительную практику. Возможно, здесь есть смысл и ужесточения законодательства. Кстати, над этим тоже законодатели работают. Согласна абсолютно в плане стимулирования должностных лиц, которые отвечают за обеспечение информационной безопасности в своих организациях, за деятельность тех операторов, которые связаны с получением персональных данных, которые, к сожалению, допускают такие утечки, воровство и так далее», — первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

О законодательных новеллах в цифровой сфере нужно рассказывать доступным языком, важна роль просветительских мероприятий

«Надо сказать, что в этой среде не хватает просветительских мероприятий, которые могли бы рассказать на доступном языке о законодательных новеллах. Это можно делать на любой площадке — площадке Общественной палаты, площадке Совета Федерации и иных площадках. Этого недостаточно, нужно идти в регионы, на уровень местного самоуправления», — первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

Защиту социальных прав можно совершенствовать, применяя технологии искусственного интеллекта

«В 2019 году у нас появилась идея создать цифрового социального юриста. Мы сейчас заказали научно-исследовательскую работу [НИР. — Ред.] на эту тему. Призываю всех обсудить это уже на другой площадке, потому что с вызовами, с которыми мы сталкиваемся при внедрении сервиса для того, чтобы защитить права наших граждан, нужно работать и законодательно это закреплять», — первый заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Татьяна Лотоцкая.

«Что же такое «Цифровой юрист» в нашем понимании, его основные принципы? Первое — это достоверность данных, которые вносятся в информационные системы. Это сотни и сотни миллионов записей, которые должны быть достоверны и верифицированы. Поставщиками этих данных является огромное количество органов власти. Второе — это юридически значимые сквозные электронные калькуляторы. Мы считаем, они должны быть сертифицированными и должны использоваться через портал «Госуслуги» всеми государственными органами и судами», — заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Евгений Писаревский.   

«Мы хотим создать такой механизм, когда в автоматическом режиме через портал «Госуслуги» с использованием технологий искусственного интеллекта будет регулироваться в досудебном порядке подавляющее большинство претензий граждан, и споры будут решаться. И это, мы уверены, сократит число судебных споров», —заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Евгений Писаревский.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Поделиться: