Новости

Развитие юридического образования в Российской Федерации

Развитие юридического образования в Российской Федерации

Ключевые выводы

Назрела необходимость изменений в юридическом образовании, включения в него воспитания

«Как сделать так, чтобы юридическое образование было качественным? <…> Не сколько лет учить, а как учить так, чтобы образование было качественнее. <…> Какая часть наших бакалавров не поступает в магистратуру в первый год? Оказалось, примерно 50%», — ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Николай Кропачев.

«Мы под базой образования традиционно порой понимали теорию права, историю права, и, безусловно, без этого не может быть качественного юридического образования… не было у нас в законе об образовании воспитания, и только недавно появились воспитательные функции», — ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Николай Кропачев.

«Нужна ли идеология в образовательных учреждениях? Безусловно, нужна, потому что образовательный и воспитательный процесс — это неразделимые два процесса», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

«Надо в процессе обучения решать вопросы идеологии? <…> А как же без идеологии? У нас мозг есть, сознание есть — мы что, безмозглые существа? У нас у каждого в голове должна быть какая-то идея. А они есть», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Дело не в двухступенчатости — бакалавр, магистр. <…> Важно качество образования, которое люди должны получать от действительно прекрасного профессорско-преподавательского состава. <…> Некоторые вузы подчас никакого юридического образования не дают, дипломы выписывают. Напомню: Советский Союз — 57 юридических вузов и факультетов на 280 миллионов граждан, большая страна. Не стало Советского Союза — население сократилось почти в два раза, по нынешним временам, и образовалось 1500. <…> Что это за вузы такие, где они появились, в подвалах, некоторые вузы были — три комнаты… просто кормушка для одних и получение диплома для других. Провели аттестацию, работали очень серьезно несколько лет, аттестовали из 1500 — 112, часть из них вообще отказалась предоставлять какие-либо материалы. <…> Сегодня их где-то 450. <…> Я вообще сторонник того, чтобы мы сделали рейтинг юридических вузов», — председатель Ассоциации юристов России; председатель попечительского совета ППК «Фонд развития территорий» Сергей Степашин. 

ПРОБЛЕМЫ

Существующая американо-английская система не отвечает современным вызовам в образовании

«Не предполагает американо-английская система какого-то воспитания. А наша система образования… предполагала воспитание. Советская и российская система предполагала воспитание человека, который уже знает, для чего он пришел на факультет, кем он станет», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Мы должны воспитывать не просто специалистов… граждан, отвечающих за государственность. <…> Правовая идеология, о которой мы сегодня говорим, она должна создаваться нашей системой образования, но что ж мы ввели американо-английский вариант обучения? И кого мы будем воспитывать? А наша система образования должна воспитывать патриотов. Почему мы стали бояться этого слова? <…> Сегодня пора проводить идеологию обязанностей, ответственности за будущее нашей страны», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Зачем нам опять втаскивать [английские термины. — Ред.]? <…> Давайте хоть на этом фронте нашего образования уйдем от бакалавров, это вообще, наверное, английское слово. Магистрант, наверное, тоже не русское слово, аспирантура. <…> Почему невозможно восстановить советскую аспирантуру? <…> Советская аспирантура готовила научные кадры. <…> За 8 месяцев я написал кандидатскую диссертацию, за 12 месяцев ее защитил, но у меня была стипендия достойная — 100 рублей», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

Образовательный процесс затянут, профессия преподавателя перестала быть престижной

«Сегодня аспирантура — четвертая форма обучения, что ли? Сколько можно учиться? На старости лет, что ли, кандидатские диссертации завершать? Аспирантура того времени была кузницей кадров, ученых и преподавателей. Молодые ученые-юристы создавали новые методики, делали скромные, но свои открытия, и важно сегодня, мне кажется, восстановить не столько советское образование высшей школы, но и аспирантуры. Сегодня престиж преподавателей упал ниже нуля, ну и зарплаты были достойные. Сейчас провал с преподавателями», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

Важно усилить оценку качества юридического образования

«Сейчас у нас создан экспертный совет, куда входит 450 человек — лучших юристов страны, представителей лучших юридических вузов, они уже анализируют образовательные программы с точки зрения самой программы и требований к ней, выполнения этой программы, кто преподает, сколько доцентов, профессоров, преподавателей, материально-технической базы, с точки зрения — куда потом идут выпускники, их востребованность», — председатель Ассоциации юристов России, председатель попечительского совета ППК «Фонд развития территорий» Сергей Степашин. 

«Безусловно, нужно продолжить работу по уменьшению количества этих вузов, и мы полагаем, что эта работа должна быть поставлена на более высокий организационный уровень. <…> Мы видим, что под работу Ассоциации [юристов. — Ред.] необходима административная поддержка. <…> Пусть будет меньше юристов, но настоящих, которые умеют делать, понимают закон и могут служить закону. <…> Если после бакалавриата приходит учиться на юриста человек, не будучи юристом, — это беда на самом деле. Нельзя за два года взять юридическую специальность, это еще один самообман. Если он четыре года изучал геологию, вдруг приходит и начинает изучать юриспруденцию, о чем мы говорим?» — Первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации Евгений Зубарчук. 

Студенты не получают стипендию, достаточную для нормальной жизни

«Вчера ко мне обратились наши студенты и спросили: “У ведомственных вузов стипендия 18-20 тысяч, а наша стипендия составляет 2,5 тысячи рублей, а сейчас вообще срезали — 1 тысяча 800 рублей. Вот как на эти деньги можно существовать?” Почему мы никогда не говорим о наших студентах, что нужно им, в чем они нуждаются. На 1800 сейчас можно прожить, это вообще реально?», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

«Сейчас сказали: давайте по окончании с того, кто не хочет трудоустраиваться, взыскивать с него средства. Уважаемые коллеги, для того, чтобы взыскивать средства, мы должны сделать высшее образование у нас бесплатным. А так, извините, сколько у нас процентов бюджетников? Давайте взыщем с бюджетников, за кого платит государство. <…> В основном мы существуем за счет платных образовательных услуг. <…> Пусть бесплатное образование будет для действительно достойных, и стипендия будет нормальная», — ректор ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ольга Александрова.

 

РЕШЕНИЕ

Необходимо перенять опыт российской и советской образовательной системы и сконцентрироваться на подготовке юристов для работы в Российской Федерации

«Давайте возвращаться в советскую систему образования, не буквально советскую, а российскую, от Ломоносова, он создавал науку, Московский университет его именем не случайно назван», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Российское образование — это была форма служения Отечеству. <…> У нас была своя правовая идеология», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Все научные достижения нашего прогресса советского и досоветского периода рождались нашей высшей школой. <…> Давайте как-то к этому вернемся, от Петра Первого, от Ломоносова, Уварова. <…> Тогда наши дети скажут нам спасибо, наверное, что мы вовремя немного остановились, оглянулись, что-то немножко поправили и пошли к прекрасному результату подготовки наших молодых коллег-юристов», — председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

«Главный тренд времени был — наши дипломы будут востребованы за рубежом. Но юрист — это национальный продукт, он для страны и должен служить стране», — ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» Виктор Блажеев.

Студентами юридических факультетов должны становиться люди с жизненным опытом

«Не мы, ректоры, должны определять, как нужно изменять наше российское образование, а заказчики. <…> Поступающие в вуз ребята социально не готовы получать юридическое образование. В моем представлении, хорошо было бы, чтобы годика два-три они поработали где-то, а потом уже пришли, чтобы получать такую важнейшую специальность. Точно так же я считаю, что допуск к работе… осуществляли профессионалы, диплом — лишь повод, чтобы прийти сдавать государственные экзамены», — ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Николай Кропачев.

«Должна быть оценка работодателей, как они оценивают выпускников вузов», — ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Николай Кропачев.

«Мы как никто видим уровень юридического образования тех специалистов, которые приходят работать в Министерство юстиции. Это, напомню, многопрофильное с точки зрения отраслей права министерство… и это как лакмусовая бумажка. <…> Помимо того что нет воспитательного процесса — приходят специалисты, а внутри пустота, нет ничего, нет ни ощущения привязанности к нашей стране, нет ощущения необходимости отстаивать ее интересы. Это такая серая масса — ветер дунет, и он [выпускник. — Ред.] улетит. <…> В тебя государство вложило огромные деньги, ты на государственной службе, ты обязан служить государству, и изначально эта идея закладывается: в служении Отечеству, в служении высоким идеалам сохранения нашей земли», — Первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации Евгений Забарчук.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

Поделиться: