Новости

Защита прав соотечественников: Россия на связи

Защита прав соотечественников: Россия на связи

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Россияне за рубежом сталкиваются с разными формами давления со стороны местных обществ

«В Германии на самом деле не находятся под запретом ни русский язык, ни русская культура. Но есть очень серьезный фактор психологический. Есть демотивация, если мы говорим про русский язык. Идет серьезная демотивация и учеников, и студентов, и преподавателей, и руководителей муниципальных и земельных властей, но нет никакого запрета. Более того, если вы почитаете заявления политиков, видных общественных деятелей, они очень четко фиксируют позицию о недопустимости преследований по национальному и языковому принципу и о необходимости поддерживать принципы многонациональности», — генеральный консул Российской Федерации в Бонне (Германия) Алексей Дронов.

«Сейчас есть беспрецедентные, не побоюсь этого слова, сейчас оно стало модным, но это так и есть, факты дискриминации именно по национальному признаку оказавшихся в трудной ситуации наших сограждан. Есть разные цифры, сколько наших сограждан сегодня проживают за рубежом, есть одна цифра — два миллиона, есть цифра — пять миллионов русскоговорящих. За время работы нашего центра, нашего проекта защиты прав соотечественников к нам обратилось уже более двухсот наших соотечественников, на сегодняшний день больше всего сообщений поступило из Германии, Израиля, Испании, Франции, а потом уже с Украины», — председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин.

«К нам в аппарат уполномоченного по правам человека с каждым годом приходит все больше обращений, и они все более высокого градуса накала. Есть пять основных групп обращений о защите прав соотечественников. Первая — это давление и преследование российских граждан, оказавшихся под стражей и в местах лишения свободы за рубежом. Мы видим здесь опасную зону», — уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

ПРОБЛЕМЫ

За рубежом обострилась проблема прав детей от смешанных браков россиян с иностранцами

«Мы столкнулись с целым рядом судеб женщин, у которых абсолютно наглым образом отнимались дети. <…> Возрастает число случаев домашнего насилия и изъятия в связи с этим ювенальными органами иностранных государств несовершеннолетних из семей», — уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.

«Действительно, в некоторых ситуациях получить гражданство России ребенку невозможно без согласия второго родителя, который является гражданином другого государства. Оформление такого согласия требуется также, если несовершеннолетний гражданин живет на территории другого государства. Согласно части 19 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в ситуации, когда один из родителей — гражданин Российской Федерации, а второй родитель — иностранец, то родитель, имеющий другое гражданство, должен предоставить нотариальное согласие на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Поэтому особенно в сегодняшней ситуации в мире дети из смешанных семей оказываются в наиболее уязвимой ситуации», — председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин.

«Одна из тем, которая очень остро стоит, это вопрос гражданства детей. Но хочу вас заверить, что это не единственный вопрос, который возникает в данном контексте, потому что, мои коллеги уже говорили об этом, сейчас очень большая тревожность у людей, и они начинают серьезно задумываться о приобретении российского гражданства», — генеральный консул Российской Федерации в Бонне (Германия) Алексей Дронов.

РЕШЕНИЯ

Россия должна использовать международные институты и законодательство других стран для защиты прав своих граждан за рубежом

«Очень важно понимать, что мы, помимо поддержки, которую, конечно, соотечественники ожидают со стороны России, мы должны использовать те возможности, которые предоставляются местным законодательством, а они есть. И, между прочим, это одна из тех тем, которую, как мне кажется, можно тоже брать в проработку в рамках контактов, которые ведутся с адвокатами. Потому что умение использовать эти инструменты и эти программы, это, конечно же, очень важный аспект», — генеральный консул Российской Федерации в Бонне (Германия) Алексей Дронов.

«Еще один механизм, который можно было бы задействовать для защиты прав наших граждан, соотечественников, это специальные процедуры Совета ООН по правам человека. Если договорные органы являются экспертными механизмами, то Совет ООН по правам человека является главным межправительственным правозащитным органом системы ООН. Данный межправительственный орган имеет систему специальных процедур», — уполномоченный по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Министерства иностранных дел Российской Федерации Григорий Лукьянцев.

«Что касается возможных обращений наших граждан и соотечественников в ЕСПЧ на возможные нарушения своих прав за рубежом, то здесь важен не факт гражданской принадлежности, и здесь не важен тот факт, что Россия более не является участником Европейской конвенции по правам человека, а здесь важно то, какое государство нарушило соответствующие права. То есть никто наших граждан и соотечественников не лишал права обращаться в ЕСПЧ, опять же, исчерпав все внутренние средства правовой защиты. И здесь, как мне кажется, возможности достаточно широкие», — уполномоченный по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Министерства иностранных дел Российской Федерации Григорий Лукьянцев.

«Я считаю, что юристы — защитники прав человека в любой юрисдикции — должны работать на основе обмена, взаимодействия. Мы должны поддерживать этих юристов, потому что если есть санкции, наложенные на страну, это вовсе не означает, что граждане этой страны должны все страдать», — президент Ассоциации юристов Индии Кумар Прашант.

 

«Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org»

 

Поделиться: