Новости

Cancel culture: право на отмену или отмена права?

Cancel culture: право на отмену или отмена права?

Ключевые выводы

 

Культура отмены подменяет собой правовые процедуры

 

«Социальные сети в 21 веке эту "отмену" мультиплицировали и приводят ее сегодня в реальное столкновение с тем, что мы называем "правовые процедуры" — выявление виновных за конкретное преступление и соответствующее определение степени вины и наказания. <…> Пользователь соцсетей не может ждать два года, чтобы произошел судебный процесс и приняли решение — ему нужно сегодня и сейчас», — статс-секретарь — заместитель Министра юстиции Российской Федерации Андрей Логинов.

 

«После одной из статей на меня обрушились; <…> что же вы говорите против культуры отмены России, не говоря об отмене разных концертов шоуменов в России, которые тоже страдают? Но отмена концертов и отмена культуры страны — это все-таки разные вещи, и в этом широком смысле отмена культуры вряд ли отличается от того, что называется санкциями, потому что санкции — это есть отмена неких правил», — генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

 

«Забывая право, нормы и принципы права, мы попадаем в ситуацию, аналогичную изображенной на полотне Франсиско Гойи "Сон разума рождает чудовищ"<…>. Перефразируя ее название, я бы сказал, что "сон права" тоже рождает чудовищ. Это чудовища несправедливости, нетерпимости и, конечно, культуры отмены, как апофеоз", — декан факультета права национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Общественной палаты Российской Федерации Вадим Виноградов.  

 

Интернет многократно усиливает культуру отмены

 

«Культура отмены не является чем-то уникальным и с точки зрения истории. <…> Но если два элемента соединяются — и государство равнодушно относится к этому, и Интернет подключается, — такое и не снилось раньше», — декан факультета права национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Общественной палаты Российской Федерации Вадим Виноградов.   

 

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Механизмов эффективной защиты от культуры отмены практически не существует

 

«Когда мы говорим о культуре отмены, то защитить себя практически нереально. <…>. Конечно, можно обратиться в суд с просьбой возбудить уголовное дело, если речь идет о клевете, либо обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства и так далее. <…> Как правило объектом нападения становятся публичные люди, которые чего-то достигли в этой жизни — и если они оступились и что-то где-то сказали не то, они как правило становятся объектом коллективной истерии. <…> Человек, на которого нападают, — его репутацию практически невозможно восстановить», — председатель президиума коллегии адвокатов «Кучерена и Партнеры» доктор юридических наук Анатолий Кучерена.

 

«Если мы говорим о неких признаках этого феномена [культуры отмены. — Ред.], то это, во-первых, «презумпция виновности» — никто никогда не разбирается, виновен ли человек на самом деле, обвинение равно преступлению. Второй критерий — это неконкретность обвинения, <…> обвинение основано исключительно на мнении, но никак не на норме права. Еще это неконкретность требований к "отменяемому" — все, что бы он не сделал, не удовлетворит инициатора отмены», — советник адвокатского бюро Санкт-Петербурга «S&K Вертикаль» Наталья Колерова.

 

 

РЕШЕНИЯ 

 

Государство не должно регулировать культуру отмены, нужен общественный диалог

 

«Если у нас все время будут вводиться всякие табу и запреты, то мы придем к еще большей агрессии в обществе. Поэтому, наверное, все-таки, если мы говорим о гражданском обществе, надо больше обсуждать эти проблемы в самом гражданском обществе, это не должно насаждаться сверху <…>. Важно искать формы дискуссии внутри институтов самого гражданского общества», — председатель президиума коллегии адвокатов «Кучерена и Партнеры» доктор юридических наук Анатолий Кучерена.

 

Культура отмены должна быть вынесена за границы права и здоровых общественных отношений 

 

«Отдаленность культуры отмены от права и противоречие этого явления глубинным принципам права, на мой взгляд, такая же, как отдаленность рабства от правовых принципов. И я надеюсь, что рано или поздно это будет так же осуждено и отменено, как и рабство», — декан факультета права национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Общественной палаты Российской Федерации Вадим Виноградов.  

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

Поделиться: