Новости

Цифровая трансформация нормотворчества

Цифровая трансформация нормотворчества

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

 

Обеспечение качественного нормотворчества необходимо в современных условиях

 

«Нам важно обеспечить качество законодательной деятельности. <…> Для нас важно смотреть, какие законодательные новеллы появляются у коллег за рубежом, связанные и с санкционным режимом, и с безопасностью. Нужно, чтобы машина помогала формировать аналитику и правильно расставлять приоритеты в вопросах безопасности. <…> Важна и цифровизация документов на межгосударственном уровне — ЕАЭС, БРИКС, ШОС», — заместитель руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Алексей Безруков.

 

Управление большими данными эффективно только с использованием современных технологий

 

«В 2023 году осуществляется переход всех ОИВов [органов исполнительной власти. — Ред.] на обмен документами ДСП [для служебного пользования. — Ред.] в электронном виде. Если в 2020 году мы вообще не обменивались документами ДСП в электронном виде, то уже сейчас обмениваются 84 государственных органа власти, а до конца года плавно перейдут 150. В результате перехода на электронный документооборот межведомственный и внутри аппарата [Правительства Российской Федерации. — Ред.] доля документов в электронном виде увеличилась за три года в аппарате Правительства в 2,4 раза — с 35% до 84%. При этом затраты на бумагу, конверты, расходные материалы сократились в два раза», — заместитель директора департамента документационного обеспечения Правительства Российской Федерации Татьяна Ковалева.

 

Плавная цифровизация нормотворчества

 

«Цифровая трансформация нормотворческого процесса действительно происходит, это не просто разговоры, а реальное внедрение реальных систем. <…> Для юристов было важно создать сервисы, которые максимально автоматизировали бы рутинные операции. Еще одно направление — акты согласовываются, на них получаются замечания, надо контролировать, в каком состоянии акт», — статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.

 

«Мы занялись процессом автоматизации процедуры экспертизы актов. В год по всей стране через министерство проходит порядка 1 миллиона нормативных документов, все проходят экспертизу или регистрацию на том или ином уровне. Через центральный аппарат порядка 10 тысяч пакетов получаем мы. Можно себе представить объемы этих действий по стране. До тех пор, пока эта система [система ГИС «Нормотворчество» — Ред.] не работает на уровне органов власти и разработчиков по стране, все это происходит в аналоговом формате, почтовом взаимодействии», — директор департамента информатизации и цифровой трансформации Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Фридштанд.

 

ПРОБЛЕМЫ

Обработка документов вручную замедляет процесс

 

«Качество выпуска актов в Аппарате Правительства достигается сейчас за счет ручного труда. Для этого выстроены трудоемкие процедуры правовой, юридико-технической экспертизы, вычитки актов перед подписанием», — заместитель директора департамента документационного обеспечения Правительства Российской Федерации Татьяна Ковалева.

 

«Отсутствует интерфейс межведомственного согласования, выполняется ручное визирование юристами каждого листа проекта акта. Для решения этих вопросов планировали доработки СЭД АПРФ [Системы электронного документооборота Аппарата Правительства Российской Федерации. — Ред.], предусматривающие интеграцию с ГИС "Нормотворчество"», — заместитель директора департамента документационного обеспечения Правительства Российской Федерации Татьяна Ковалева.

 

РЕШЕНИЯ

Разработка модуля для самостоятельной проверки документов разработчиками перед отправкой в Минюст

 

«Мы предусмотрели для органов, участвующих в разработке нормативно-правовых актов, возможность для самостоятельной проверки документов перед отправкой в Минюст на типовые ошибки и замечания», — директор департамента информатизации и цифровой трансформации Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Фридштанд.

 

Привлечение искусственного интеллекта

 

«Для перевода в цифру мы создали небольшой модуль, который у нас внутри ведомства работает и интегрирован с электронной системой документооборота. С проектами документов в общей сложности проводится порядка 80 с лишним различных проверок. Это типовые, стандартные наборы экспертиз, от простых до сложных вещей, на коррупциогенные факторы, которые можно в автоматизированном режиме вычленять. В ряде проверок используется искусственный интеллект», — директор департамента информатизации и цифровой трансформации Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Фридштанд.

 

Переход на электронный документооборот, цифровые поручения и сокращение сроков

«Время получения структурным подразделением в Аппарате Правительства входящего документа сократилось до одного часа — в 100 раз, а время регистрации исходящего документа сейчас составляет 16 минут. Это достигнуто в условиях роста количества документов в 1,5 раза. Средний срок подготовки проекта акта в ФОИВах [федеральных органах исполнительной власти. — Ред.] сократился и при хорошем стечении обстоятельств составляет 18 дней, в Аппарате Правительства — 5 дней. Срок отправки проектов федеральных законов в Госдуму у нас составляет один день сейчас, он сократился в 10 раз», — заместитель директора департамента документационного обеспечения Правительства Российской Федерации Татьяна Ковалева.

 

Повышение качества документооборота за счет цифровизации

«Электронный документооборот — это только середина пути в цифровой трансформации документооборота. Необходимо совершенно иное качество документооборота. Обмен не только документами, подписанными КЭП [квалифицированной электронной подписью. — Ред.], а данными юридически значимыми. Если цифровые поручения уже реализованы и проходят этап внедрения, то для перехода на цифровые правовые акты требуется все-таки полный реинжиниринг», — заместитель директора департамента документационного обеспечения Правительства Российской Федерации Татьяна Ковалева.

 

Интеграция ГИС «Нормотворчество» с СЭД АПРФ

«Планируется за счет интеграции с ГИС "Нормотворчество" обеспечить платформу подготовки законов и актов, межведомственный обмен и контроль исполнения цифровых поручений, повышение качества разрабатываемых документов, снижение временных издержек на подготовку документов и дополнительных приложений. Мы ожидаем повышения эффективности выполнения функций государственного управления за счет повышения эффективности работы пользователей», — заместитель директора департамента документационного обеспечения Правительства Российской Федерации Татьяна Ковалева.

 

«Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org»

Поделиться: