Цифровая трансформация переговорных процедур на примере процедуры медиации
На сессии Международного молодежного юридического форума обсуждались вопросы проведения процедуры разрешения споров на примере медиации с использованием специальных сервисов в сети Интернет.
Как отметила модератор Евгения Васькова, директор центра медиации ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», «сама процедура медиации имеет большое количество компонентов, и она насыщена большим количеством техник. И когда мы говорим „медиативные технологии“, мы имеем в виду как раз применение на практике по регулированию споров и конфликтов набора этих техник за пределами формализованных процедур. Базовым принципом процедуры является добровольность, и задача медиатора в ходе этой процедуры, используя всю совокупность техник, которыми мы обладаем, перевести стороны из состояния конфронтации в позицию сотрудничества».
Она подчеркнула, что смысл медиативных технологий заключается не просто в том, чтобы восстановить коммуникацию между сторонами, если она была потеряна, но понять, что «чаще всего мы смотрим в одну сторону», и найти какие-то взаимоприемлемые решения, которые устроили бы обе стороны.
Представитель Центрального банка Российской Федерации Алексей Чирков, начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, рассказал о том, какую «потенциальную ценность» видит банк в институте медиации и каково ее потенциальное применение. Спикер отметил, что Банк России активно поддерживает процессы, которые происходят в связи с внедрением медиативных технологий.
«Глобальная цель – это нормальное развитие финансового рынка, обеспечивающего защиту должника в любой ситуации не в ущерб интересам кредитной организации, а конкретные цели – это сохранение доверительных отношений и поддержание устойчивости и заемщика, и кредитора на основе таких переговорных процедур. Вот это ключевые вещи, которые нам кажутся правильными с точки зрения реализации медиативных технологий», – сказал Алексей Чирков.
Опытом внедрения медиативных технологий в кредитных организациях поделился Денис Кузнецов, директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» департамента по работе с проблемными активами Сбербанка. Он подчеркнул, что банк работает с клиентами на всех стадиях: и при наличии только признаков проблемы, пока клиент еще «не в просрочке», и когда уже образовалась «просрочка», при этом у банка есть достаточно много разных инструментов, в том числе – реструктуризация. «За этот год порядка 40 000 клиентов получили реструктуризацию. Сейчас процесс полностью цифровизирован, и в среднем оформление самой реструктуризации занимает около 7 минут», – подчеркнул спикер. Но многие заемщики, отметил докладчик, имеют обязательства и в других кредитных организациях: примерно 35% российских заемщиков имеют два и более видов задолженности в разных банках.
«Мы попросили наших клиентов оценить идею комплексного урегулирования задолженности в разных банках, и более половины опрошенных сказали, что готовы за это заплатить. … Так появилось первое межбанковское медиативное соглашение совместно с банком „Тинькофф“ на российском рынке. При этом интересы всех сторон были максимально удовлетворены», – проинформировал спикер.
О том, какие споры могут быть урегулированы с помощью медиативных соглашений, рассказала Татьяна Мачкова, генеральный директор ООО «Сбер Лигал». Она сообщила, что онлайн-сервис с применением современных цифровых технологий «Сбер Юрист», который «качественно, быстро и недорого» способен урегулировать споры, уже выведен на рынок. Медиативные соглашения, подлежащие исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности, регулируют: кредитные обязательства, хозяйственные, корпоративные и трудовые споры, а также семейную медиацию. Спикер представила и этапы медиации на сервисе: «Все начинается с заявки одной стороны, затем заполняется анкета, вносятся первичные данные, которые автоматически проверяются, и дальше идет этап скоринга. Далее приглашается вторая сторона, осуществляется онлайн-оплата, проводится правовая экспертиза, затем медиация и, как результат, подписание медиативного соглашения и его нотариальное удостоверение».
О современном состоянии института финансового уполномоченного в России как альтернативной формы разрешения споров рассказал участникам дискуссии Виктор Климов, финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов. Спикер дал характеристику институту финансового омбудсмена как «простого, быстрого и бесплатного». Далее он пояснил: «Быстро – это поскольку решение вступает в законную силу через 15 рабочих дней, а среднее время обращения в суд – в разы дольше. Бесплатно – потребитель, обращаясь к нам, получает бесплатную услугу. Просто – не надо быть компетентным, достаточно для обращения последовательно ответить на вопросы формы, которая размещена на сайте, и таким образом отправить обращение».