Новости

Цифровая трансформация переговорных процедур на примере процедуры медиации

Цифровая трансформация переговорных процедур на примере процедуры медиации

На сессии Международного молодежного юридического форума обсуждались вопросы проведения процедуры разрешения споров на примере медиации с использованием специальных сервисов в сети Интернет.

Как отметила модератор Евгения Васькова, директор центра медиации ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», «сама процедура медиации имеет большое количество компонентов, и она насыщена большим количеством техник. И когда мы говорим „медиативные технологии“, мы имеем в виду как раз применение на практике по регулированию споров и конфликтов набора этих техник за пределами формализованных процедур. Базовым принципом процедуры является добровольность, и задача медиатора в ходе этой процедуры, используя всю совокупность техник, которыми мы обладаем, перевести стороны из состояния конфронтации в позицию сотрудничества».

Она подчеркнула, что смысл медиативных технологий заключается не просто в том, чтобы восстановить коммуникацию между сторонами, если она была потеряна, но понять, что «чаще всего мы смотрим в одну сторону», и найти какие-то взаимоприемлемые решения, которые устроили бы обе стороны.

Представитель Центрального банка Российской Федерации Алексей Чирков, начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, рассказал о том, какую «потенциальную ценность» видит банк в институте медиации и каково ее потенциальное применение. Спикер отметил, что Банк России активно поддерживает процессы, которые происходят в связи с внедрением медиативных технологий.

«Глобальная цель – это нормальное развитие финансового рынка, обеспечивающего защиту должника в любой ситуации не в ущерб интересам кредитной организации, а конкретные цели – это сохранение доверительных отношений и поддержание устойчивости и заемщика, и кредитора на основе таких переговорных процедур. Вот это ключевые вещи, которые нам кажутся правильными с точки зрения реализации медиативных технологий», – сказал Алексей Чирков.

Опытом внедрения медиативных технологий в кредитных организациях поделился Денис Кузнецов, директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» департамента по работе с проблемными активами Сбербанка. Он подчеркнул, что банк работает с клиентами на всех стадиях: и при наличии только признаков проблемы, пока клиент еще «не в просрочке», и когда уже образовалась «просрочка», при этом у банка есть достаточно много разных инструментов, в том числе – реструктуризация. «За этот год порядка 40 000 клиентов получили реструктуризацию. Сейчас процесс полностью цифровизирован, и в среднем оформление самой реструктуризации занимает около 7 минут», – подчеркнул спикер. Но многие заемщики, отметил докладчик, имеют обязательства и в других кредитных организациях: примерно 35% российских заемщиков имеют два и более видов задолженности в разных банках. 

«Мы попросили наших клиентов оценить идею комплексного урегулирования задолженности в разных банках, и более половины опрошенных сказали, что готовы за это заплатить. … Так появилось первое межбанковское медиативное соглашение совместно с банком „Тинькофф“ на российском рынке. При этом интересы всех сторон были максимально удовлетворены», – проинформировал спикер.

 

О том, какие споры могут быть урегулированы с помощью медиативных соглашений, рассказала Татьяна Мачкова, генеральный директор ООО «Сбер Лигал». Она сообщила, что онлайн-сервис с применением современных цифровых технологий «Сбер Юрист», который «качественно, быстро и недорого» способен урегулировать споры, уже выведен на рынок. Медиативные соглашения, подлежащие исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности, регулируют: кредитные обязательства, хозяйственные, корпоративные и трудовые споры, а также семейную медиацию. Спикер представила и этапы медиации на сервисе: «Все начинается с заявки одной стороны, затем заполняется анкета, вносятся первичные данные, которые автоматически проверяются, и дальше идет этап скоринга. Далее приглашается вторая сторона, осуществляется онлайн-оплата, проводится правовая экспертиза, затем медиация и, как результат, подписание медиативного соглашения и его нотариальное удостоверение». 

 

О современном состоянии института финансового уполномоченного в России как альтернативной формы разрешения споров рассказал участникам дискуссии Виктор Климов, финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов. Спикер дал характеристику институту финансового омбудсмена как «простого, быстрого и бесплатного». Далее он пояснил: «Быстро – это поскольку решение вступает в законную силу через 15 рабочих дней, а среднее время обращения в суд – в разы дольше. Бесплатно – потребитель, обращаясь к нам, получает бесплатную услугу. Просто – не надо быть компетентным, достаточно для обращения последовательно ответить на вопросы формы, которая размещена на сайте, и таким образом отправить обращение».

Поделиться: