Специальное заседание Экспертно-консультативного совета (ЭКС) при Совете ПА ОДКБ по теме «Зонтик безопасности евразийской интеграции»

Перед государствами — членами
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стоят серьезные
экономические и внешнеполитические вызовы, обусловленные в том числе
агрессивной политикой стран Запада. Избежать стороннего влияния на процессы
евразийской интеграции можно с помощью совершенствования законодательства и
развития военного потенциала как самой организации, так и стран, входящих в
нее. К такому мнению пришли участники сессии «Специальное заседание
Экспертно-консультативного совета при Совете ПА ОДКБ по теме "Зонтик
безопасности евразийской интеграции"» в рамках Петербургского
международного юридического форума.
Организатором Форума выступает Фонд
Росконгресс при поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ
ВЫВОДЫ
Совместная
работа государств в составе ОДКБ имеет большой потенциал
«Во всех государствах —
членах ОДКБ созданы и успешно функционируют службы по чрезвычайным ситуациям.
Пожарные и спасатели государств — членов ОДКБ эффективно справляются с
возложенными на них задачами. <...> МЧС России за 14 лет сотрудничества
стало разработчиком пяти рекомендаций по гармонизации законодательства государств
— членов ОДКБ в области реагирования на ЧС, обеспечения безопасности
критически-важных объектов, приграничного сотрудничества при возникновении ЧС
природного и техногенного характера», — заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору Анатолий Супруновский.
«ОДКБ является
наблюдателем на такой площадке, как Евразийская группа по вопросам легализации
доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. В скором
времени, мы сейчас прорабатываем "пилот" внутри России, мы будем
поднимать вопрос эффективности правоприменения наших профильных
нормативно-правовых актов, связанных с данной проблематикой. <...> Важно
понимать наилучшие практики использования законодательства, как оно ложится в
основу модельного законодательства для стран», — заместитель директора
Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Антон Лисицын.
Военно-экономическое
сотрудничество стран ОДКБ является ключевым направлением
«В Уставе написано, что
одно из важнейших направлений ОДКБ — это военно-экономическое сотрудничество
[ст. 7 Устава ОДКБ. — Ред.]. Уже 16
лет работает военно-экономическая комиссия... которая разрабатывает стандарты,
технические регламенты, вопросы кооперации, сотрудничество
оборонно-промышленного комплекса. Мы в парламентской Ассамблее ОДКБ тоже
разрабатываем документы, которые должны быть востребованы на экономическом
треке: Евразийским экономическим союзом, ШОС, БРИКС, СНГ и так далее», —
полномочный представитель Федерального Собрания Российской Федерации —
заместитель ответственного секретаря Парламентской Ассамблеи ОДКБ Михаил
Кротов.
«Вопрос электоральной безопасности
сегодня выходит в новое пространство. <...> Мы также занимаемся
мониторингом военно-политической обстановки. Соответствующие документы осенью
будут приняты — это мониторинг военно-политической обстановки в среднеазиатском
регионе», — полномочный представитель Российской Федерации при Организации
договора о коллективной безопасности, ответственный секретарь Парламентской
Ассамблеи ОДКБ Сергей Поспелов.
ПРОБЛЕМЫ
Деструктивное
влияние на страны ОДКБ со стороны Запада
«В условиях
беспрецедентного давления Запада реализация принципов коллективной безопасности
государств — членов ОДКБ приобретает особую актуальность. И одним из важнейших
аспектов обеспечения такой безопасности является защита от деструктивного
иностранного влияния в различных сферах общественной жизни. Инструменты этого
влияния: это создание и финансирование некоммерческих организаций. За один
только год американцы 1,5 млрд [долларов. — Ред.]
в 2023 году вбросили в НКО. Приличная сумма. Также формирование сети
подконтрольных СМИ, интернет-ресурсов. Здесь мы, к сожалению, проигрываем в
этой борьбе на международном формате», — заместитель Министра юстиции
Российской Федерации Олег Свириденко.
«Одно из направлений
иностранного деструктивного воздействия — это санкции, которые сегодня вводятся.
Санкции вводятся не международными организациями, не даже государственными, а
различными административными институтами, которые не имеют законного характера.
<...> Это одно из направлений — повлиять на деятельность государственных
органов, дискредитировать государственные органы и вывести на какие-то
протестные акции группы населения», — ведущий научный сотрудник отдела
исследования проблем обеспечения пограничной безопасности
научно-исследовательской части ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»,
член ЭКС Дмитрий Перевалов.
Существование
конфликтного потенциала на международном уровне
«К сожалению, мы на
сегодняшний момент констатируем... деградирующую ситуацию в безопасности. В
регионе Евразии основные риски связаны с политикой Соединенных Штатов и их
союзников, которые отказались от следования принципу неделимой безопасности. То
есть они свою безопасность связывают только с безопасностью себя и своих
союзников. Обостряется и ситуация в регионе в целом. Мы видим, что происходит
на Ближнем Востоке, в первую очередь палестино-израильский конфликт. Также
происходит накопление конфликтного потенциала в Восточной Азии и других частях
евразийского пространства», — полномочный представитель Российской Федерации в
ОДКБ, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской
Федерации Виктор Васильев.
«По оценкам объединенного
штаба и оборонных ведомств, Запад продолжает рассматривать периметр внешних
границ нашей организации как плацдарм для целенаправленного проецирования
конфликтного потенциала против России и ее союзников. Не менее опасной угрозой
является распространение терроризма и экстремизма», — начальник управления
планирования, применения Войск (Коллективных сил) ОДКБ — заместитель начальника
центра планирования применения и подготовки Войск (Коллективных сил) ОДКБ
Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности Анатолий
Яковлев.
«Вызовы и угрозы являются
не только актуальными, но уже делают свое дело. <...> Одна из угроз —
терроризм и экстремизм, с которыми мы боремся более 30 лет», — полномочный
представитель Маджлиси Оли Республики Таджикистан в Парламентской Ассамблее
ОДКБ Абдухалил Давлатали Гафурзода.
РЕШЕНИЯ
Усиливать
сотрудничество в сфере безопасности между странами в рамках ОДКБ
«Альтернатива — это диалог
между нами. Если мы между собой в нашей организации будем укреплять братские,
союзнические отношения и уже разговаривать с нашими оппонентами как единое
целое, в этом будет самый главный наш возможный вклад в создание безопасности.
Важны потенциалы. Когда противники увидят наш мощный потенциал, тогда они сядут
за переговоры», — полномочный представитель Российской Федерации в ОДКБ, посол
по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Виктор
Васильев.
«Вся модельная
законотворческая деятельность на ближайшую среднесрочную перспективу должна
основываться на тех вызовах и угрозах, которые стоят перед ОДКБ как
военно-политическим блоком, так и с точки зрения национальной безопасности
каждого государства — члена этой организации. <...> Мы должны преодолеть
оборонительный характер. Это не значит... что мы должны перейти в наступление.
Это значит, что мы должны перейти в стадию проактивной обороны», — сотрудник
Научно-исследовательского центра Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, член ЭКС Артем Колесник.
Совершенствовать
законодательство для государств — членов ОДКБ
«Мне представляется, что в
рамках нашей структуры мы должны обеспечить такое положение дел, чтобы
принимаемые нами модельные законы и рекомендации, признавались и нами самими. И
мы бы их продвигали на международных площадках в качестве
международно-признанных обычаев. Применительно к борьбе с терроризмом... вести
речь о переходе от практики сотрудничества на взаимной основе к практике
всеобщности и признания универсального характера наших правовых предписаний...
по защите жертв террористических актов и их поддержке», — начальник группы
правового обеспечения Антитеррористического центра государств — участников СНГ,
член ЭКС Алексей Агеев.
«В целях дальнейшего
развития модельного законодательства в сфере обеспечения военной безопасности
представляется целесообразным привлекать к участию в разработке и согласовании
проектов модельных законов и рекомендаций ОДКБ, а также внесению в них изменений
профильные органы военного управления оборонных ведомств, базовые
образовательные и научно-исследовательские организации», — начальник управления
планирования, применения Войск (Коллективных сил) ОДКБ — заместитель начальника
центра планирования применения и подготовки Войск (Коллективных сил) ОДКБ
Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности Анатолий
Яковлев.
Подробнее
читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org