Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере транспортировки углеводородов по магистральным трубопроводам
Диверсификация направлений поставок углеводородов на
международные рынки и ускорение строительства инфраструктуры требуют новых
правовых мер. Достигнуть компромисса между экономическими интересами и
экологической безопасностью позволит сотрудничество всех заинтересованных
сторон. К таким выводам пришли участники сессии «Актуальные вопросы
совершенствования правового регулирования в сфере транспортировки углеводородов
по магистральным трубопроводам», которая прошла в рамках Петербургского
международного юридического форума.
Организатором Форума выступает Фонд Росконгресс при
поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Существует необходимость принятия
Федерального закона «О трубопроводном транспорте»
«В числе основных вопросов, которые целесообразно
урегулировать в законопроекте Федерального закона "О магистральном
трубопроводном транспорте" [законопроект № 99045329-2. — Ред.], следует назвать установление
системы объектов правоотношений в указанной сфере, а также правового статуса
субъектов данных правоотношений, регулирования отношений собственности,
закрепления основ государственного регулирования в указанной сфере,
упорядочивания системы договорных отношений в сфере оказания услуг и другие
вопросы», — ректор Московского государственного юридического университета имени
О. Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев.
«Нам нужна определенность регулирования. Эту определенность
может дать только один стержневой системообразующий акт. Тем более что почти
везде, во всех остальных сферах у нас эти акты есть. <…> Этот федеральный
закон нужен государству. Не в меньшей степени он нужен субъектам», — главный
научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Андрей
Габов
Идет переориентация на Восток
«Прошла диверсификация потоков, потому что они
уменьшились в Европу и, наверное, будут продолжать уменьшаться. Но на Восток
идет очень тесное сотрудничество со странами Евразии. <…> Для нас
стратегическим партнером становится Китай», — ректор Московского
государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина
(МГЮА) Виктор Блажеев.
«Популярными в последнее время становятся
арбитражные институты в Гонконге [HKIAC. — Ред.],
в Китае [CIETAC. — Ред.]. <…>
Очень бурно и активно развиваются арбитражные центры на Ближнем Востоке — это
Дубай [DIAC. — Ред.] и Абу-Даби
[ADCCAC. — Ред.]. Но здесь каждый
должен сделать для себя выбор в зависимости от баланса интересов, чего хочет
достичь конкретная страна в конкретном споре. Действительно, мы видим, все
больше и больше споров переносится на Восток», — партнер Curtis Анна Козьменко.
ПРОБЛЕМЫ
Соотношение специального закона о
трубопроводном транспорте с действующим законодательством
«Антимонопольное законодательство уже никуда не
денется, как мы будем соотносить его с этим специальным законом? Если
произойдет дублирование, регулирование может ухудшиться. А если это будет
взаимодополнение, то тогда, наверное, будет определенная синергия и эффект», —
статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Сергей Пузыревский.
«Нужно принимать системообразующий федеральный
закон, как хотите его назовите: о магистральном трубопроводе, о магистральном
трубопроводном транспорте. <…> В этом федеральном законе, кстати, следует
решить все пересечения, которые возникают с иным законодательством. Прежде
всего: лесное, земельное, водное и целый ряд других вопросов, которые
возникают», — главный научный сотрудник Института государства и права
Российской академии наук Андрей Габов.
«Земельное законодательство, лесное
законодательство, законодательство о недрах. Дальше разрешительная система
оформления документации, потом регистрация. Это такой пласт. <…> У меня тоже
есть большие сомнения, что его можно упаковать в один кейс», — член правления
ПАО «Газпром» Владимир Марков.
Отсутствие единого закона влияет на
строительство нефтепроводов
«Построить соответствующий нефтепродуктопровод и
нефтепровод — это очень сложная история. <…> Различные права, причем
иногда сложные права на соответствующие земельные участки. Это надо
урегулировать. Сегодня этого регулирования по факту нет. Чтобы решить вопрос,
мы должны обращаться к десятку законодательных актов, каких-то правовых
разъяснений, это ненормальная ситуация», — главный научный сотрудник Института
государства и права Российской академии наук Андрей Габов.
Влияние санкций на разрешение споров
в иностранных юрисдикциях
«В связи с последними изменениями в геополитической
обстановке, политической обстановке возникает ряд сложностей рассмотрения
споров в иностранных юрисдикциях. <…> Элементарно оплатить арбитражные
сборы представляется теперь довольно-таки сложной задачей», — партнер Curtis
Анна Козьменко.
РЕШЕНИЯ
Для развития нефтегазового комплекса
необходимо объединение усилий
«Формирование надежной транспортной инфраструктуры
нефтегазового комплекса является важнейшей составляющей энергетической
безопасности государства. Обеспечение ее постоянного развития возможно только
путем совместных усилий государства, энергетических компаний, а также
научно-экспертного сообщества», — ректор Московского государственного
юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев.
Принятие специального закона о
магистральном трубопроводе
«Нам нужен стержневой федеральный закон. Конечно,
мы этим законом решим проблему не только какой-то консолидации норм, но, самое
главное, устраним проблему множественности актов. Мы сможем четко и ясно
урегулировать права множества лиц, которых затрагивают строительство,
проектирование и эксплуатация магистральных трубопроводов», — главный научный
сотрудник Института государства и права Российской академии наук Андрей Габов.
* Материал подготовлен с использованием искусственного
интеллекта.
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.