Новости

Без банкротства: как сохранить и оздоровить бизнес здесь и сейчас?

Без банкротства: как сохранить и оздоровить бизнес здесь и сейчас?

Ключевые выводы

Долгий выход из банкротства

«Сейчас мы долго выходим [из банкротства. — Ред.], нужно действовать раньше», — начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Вадим Солдатенков.

«Несмотря на многочисленность, сектор МСП уязвим. Возможностей, в том числе по привлечению юридической помощи, меньше, чем у крупного бизнеса. Зачастую, попадая в пограничную ситуацию, когда еще дело не перешло в формальную стадию банкротства, но уже видны маячки, предприниматели принимают худшее решение — ничего не делать», — заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Иван Подберезняк. 

Клиентоориентированность ФНС

«Для нас самое главное… максимальное движение к клиентоориентированности. Все, что нам интересно, — то, каким образом мы удовлетворяем потребности налогоплательщика. <…> Мы стали другой службой. <…> У нас есть Манифест Федеральной налоговой службы. <…> Бюджет и налоги, как указано у нас в манифесте, это мои и наши инвестиции в будущее. <…> Мы создаем такие правила, которые поощряют открытость, добросовестность и честность. <…> Еще один принцип манифеста — стопроцентное взаимное доверие и 0% издержек. Эти принципы трудно было бы понять, если бы мы не старались превратить их в практику», — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС России) Константин Чекмышев.

ПРОБЛЕМЫ

Неэффективность реабилитационных схем банкротства

«На сегодняшний день реабилитационные схемы банкротства по факту не работают. Это связано с тем, что кредиторы и должники друг с другом мало взаимодействуют и не доверяют друг другу. <…> Что касается процедуры наблюдения… в 2021 году количество процедур введенного наблюдения составило 8 987 штук. <…> Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом после первого собрания кредиторов и наряду с мировым соглашением и внешним управлением является реабилитационной процедурой, но на практике мы видим, что эта процедура плохо работает. Потому что отсутствует доверие, как я уже сказал, должников и кредиторов. Должники, как правило, пытаются скрыть свое финансовое положение, проходят так называемую точку невозврата, после которой восстановить платежеспособность практически невозможно. Кредиторы также утрачивают доверие к должникам, потому что они были единожды обмануты, они хотят получить хоть какой-то кэш, не зная о реальном финансовом положении должника. <…> В процедуру банкротства должники заходят в тот момент, когда другие способы погашения задолженности исчерпаны. Эффективность ведения предпринимательской деятельности в условиях того, что наиболее существенные активы предприятия уже выведены, практически никакая. Восстановить платежеспособность такого должника не представляется возможным. Получается, что и наблюдение, и финансовое оздоровление сегодня не работают», — заместитель директора департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Александр Селиванов.

«Одна из ключевых проблем — блокировка счетов и скорость применения этой меры. Зачастую предприниматель бывает просто не готов. <…> Предприниматель в растерянности. <…> Важно эту ситуацию подхватить и смодерировать», — заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Иван Подберезняк. 

 

РЕШЕНИЯ

Реструктуризация долга вместо привычных схем банкротства

«Необходимо придумать новый механизм, который бы позволил и должнику оставаться на плаву, и кредиторам получить свои финансовые средства. Одним из таких механизмов может стать реструктуризация долга. <…> Закон во главе всего, но нам также необходимо опираться и на другие механизмы, подготовить инфраструктуру для того, чтобы повысить доверие должников и кредиторов друг к другу», — заместитель директора департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Александр Селиванов. 

«У Корпорации [МСП. — Ред.] есть сервис обратной связи — 360 градусов — который реализуется на цифровой платформе Корпорации МСП. Мы часто слышим от предпринимателей: “Помогите, пожалуйста, в разговоре с налоговой”, — или, к примеру, ситуация, когда заблокировали счета и компания, скорее всего, скатится в банкротство, будет ликвидирована. <…> В этом случае есть конкретные кейсы. Через цифровую платформу мы получили запрос от предпринимателя из Москвы, который находился в ситуации блокировки счетов и просил посодействовать в рамках реструктуризации задолженности и возможного поиска решений. Это было сделано. С предпринимателем было подписано мировое соглашение, был найден способ реструктурировать задолженность и в итоге на три года была получена рассрочка», — заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Иван Подберезняк. 

Создание нового портрета должника

«Мы не можем себе позволить, с учетом всех вызовов, продолжать чего-то ждать. <…> Бюджет наполняют налогоплательщики и бизнес. Наша задача — не просто изъять последнее, а помочь разобраться с любой финансово трудной ситуацией для каждого бизнесмена. В ковид это делалось проще, там были очевидные цифровые идентификаторы, были отрасли, мы делали несколько маркеров, по которым проходила процедура поддержки. <…> В 2022 году начали пытаться реплицировать эти действия, сделали многие вещи из того, что уже было, — отказались от банкротства… смотрим, у кого можно отсрочить меры взыскания. <…> У нас есть ситуационные центры, которые собирают проблемы от бизнеса. Когда мы начали пытаться понять, как мы можем структурировать каждого “пострадавшего”, мы поняли, что не справимся с этим системно и быстро. У каждого — своя история неуспеха. <…> Мы начали думать о том, как собирать новый механизм, который позволит из имеющихся цифровых данных собрать портрет должника, по которому мы индивидуально сможем получить готовый рецепт», — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС России) Константин Чекмышев.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

Поделиться: