Не все то недвижимость, что движимость. О квалификации движимого и недвижимого имущества при исчислении налога на имущество в сфере электроэнергетики

Несоответствие между устаревшими правовыми нормами и
современными экономическими процессами приводит к значительным правовым
коллизиям. Ситуация усугубляется тем, что традиционные подходы к классификации
имущества как движимого или недвижимого уже не отвечают текущим экономическим
условиям и технологическому развитию. Решение этих задач потребует активного взаимодействия
всех заинтересованных сторон - власти, бизнеса и экспертного сообщества. Только
совместными усилиями можно достичь компромиссов, которые удовлетворят интересы
всех участников экономического процесса и обеспечат правовую определенность,
необходимую для стабильного экономического развития. К таким выводам пришли
участники сессии «Не все то недвижимость, что движимость. О квалификации
движимого и недвижимого имущества при исчислении налога на имущество в сфере
электроэнергетики», которая прошла в рамках Петербургского международного
юридического форума.
Организатором Форума выступает Фонд Росконгресс при
поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Необходимость возвращения к
общепринятым методам работы
«Минимум, который сейчас необходим…
это каким-то образом вернуться к тем подходам, которые устояли до текущих
событий. Каковы были эти подходы? Первое: нельзя целую огромную совокупность
объектов признавать единым производственно-техническим комплексом (ЕПТК), нужно
смотреть по отдельности. Второе: есть категория "машинное
оборудование", и это — учетная категория, и об этом тоже не стоит
забывать», — партнер, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям
ТЭК в России Группы компаний Б1 Марина Белякова.
Фискальные органы и представители
отрасли должны иметь инструменты для решения задач в сфере электроэнергетики
«На сегодняшний день инструментов недостаточно… у
налоговой, недостаточно инструментов у нас. <…> Нужно как-то уравновесить
эту ситуацию, чтобы была возможность у фискальных органов выполнять свои задачи
и у нас. <…> Наша позиция заключается в том, что есть определенная
специфика, которая должна учитываться. Есть отраслевые законы, где это, с нашей
точки зрения, должно и может быть урегулировано. Мы рассказываем свои истории
про энергетику. Я допускаю, что… в принципе есть отраслевые законы, которые
регулируют каждое из специфических направлений. Если сделать отсылку на
соответствующий отраслевой закон и там поработать уже в рамках соответствующей
отрасли, установить единообразные критерии, я думаю, что это упорядочит
ситуацию», — заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО
«Россети» Даниил Краинский.
ПРОБЛЕМЫ
Практика
по гражданско-правовым и налоговым спорам переплетается и искажает подходы к
недвижимости
«Дело в том, что, к
сожалению, практика по гражданско-правым и по налоговым спорам теснейшим
образом переплетается… и ничего хорошего из этого мы получить не можем.
<…> У нас из судебных кейсов: газон является или нет недвижимым
имуществом? <…> Мы не можем с 2012 года довести до логического завершения
запланированную реформу вещного права. <…> Когда группа Совета по
кодификации [и совершенствованию законодательства. — Ред.] предлагала что-то поправить в ст. 130 [Гражданского кодекса
Российской Федерации (ГК). — Ред.],
появился законопроект Росреестра (законопроект ID 126112), где было написано
примерно следующее: "Недвижимостью является объект капитального
строительства, признаваемый таковым по Градостроительному кодексу".
<…> Что же вы, друзья, увидели в 2021 году? Мы сделали главу 6.1
[«Недвижимые вещи». — Ред.] в ГК и не
сделали в ней ничего, потому что нет возможности принять те предложения,
которые приносит таким образом исполнительная власть», — секретарь Общественной
палаты Российской Федерации, председатель совета (руководитель)
Исследовательского центра частного права имени С. С. Алексеева при
Президенте Российской Федерации Лидия Михеева.
«Правовая определенность на низком уровне. С точки
зрения того, как это описано в действующем законодательстве, это, конечно,
требует… последующего детального и достаточно серьезного совершенствования.
<…> Есть 130-я статья [ГК. — Ред.],
есть волеизъявление непосредственно налогоплательщика. И само по себе наличие
такого простора для принятия решения, конечно, изначально у меня как у юриста
вызывало массу вопросов. Естественно, на это обратила внимание Федеральная
налоговая служба, когда начала оценивать те подходы, которые в рамках учетной
политики существуют. Суды тоже подробнейшим образом начали оценивать
объективность непосредственно налогоплательщика при применении того или иного
подхода», — заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО
«Россети» Даниил Краинский.
«Есть служба, которую я люблю даже больше, чем
федеральную налоговую, — это Федеральная служба судебных приставов, в которой
есть закон об исправительном производстве (Федеральный закон от 02.10.2007
№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". — Ред.), есть 66-я статья в нем, которая
регулирует, что делает пристав, когда он находит у должника какое-то имущество,
которое, по его мнению, является недвижимым, то есть находит дом у должника. Но
продать он его на торгах не может, потому что он не зарегистрирован как
недвижимое имущество. <…> Судебный пристав берет бумаги, идет к
регистратору (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии. — Ред.) в общем порядке,
подает заявление о регистрации за должника и доказывает регистратору. Он уже на
самом деле решает, недвижимое [имущество. — Ред.]
или нет. Ни суд, ни налоговая, ни собственник, а государственный регистратор
решает, вносить в реестр или нет», — заместитель генерального директора,
руководитель центра правовой работы ПАО «Интер РАО» Михаил Гальперин.
РЕШЕНИЯ
Адаптация налоговых подходов и
изменение льгот поможет решить споры о движимом и недвижимом имуществе
«Здесь вопрос же в том,
сколько нужно денег бюджету заплатить. Давайте уберем эту норму [речь о ст. 381
«Налоговые льготы» Налогового кодекса Российской Федерации. — Ред.], [заменим. — Ред.] ее на другую льготу, по другому налогу, по налогу на прибыль,
по НДС и так далее. Это, условно говоря, прекратит филологический спор
экономическим решением. Возвращаясь к природе отношений — они абсолютно
фискальные. Вопрос в том, в какой бюджет эти деньги должны поступить. И вопрос
в том, как их взять. <…> Решение есть политико-правовое — заменить просто
льготу, договориться о другой на эту сумму. Либо действительно налоговому
органу предложить, мы им поможем с удовольствием, документами их снабдим и вместе
пойдем к регистратору. И регистратор решит [примет решение о регистрации
недвижимого имущества. — Ред.], и мы
получим право собственности на недвижимость со всем комплексом прав и
обязанностей, поскольку право собственности включает в себя и права, и
обязанности… в том числе налоговые», — заместитель генерального директора,
руководитель центра правовой работы ПАО «Интер РАО» Михаил Гальперин.
Налогоплательщику необходимо активно
доказывать свою добросовестность
«У налогоплательщика должна быть очень активная
позиция в доказывании [своей добросовестности. — Ред.]. Сидеть и ждать, что за тебя решит налоговый, а потом
судебный орган, нельзя. Я понимаю, что это трудно, архивы у всех огромные, но
на это придется тратить очень много времени», — заместитель генерального
директора, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО
«ЭЛ5-Энерго» Жанна Седова.
* Материал подготовлен с использованием искусственного
интеллекта.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе
Фонда Росконгресс www.roscongress.org.