Новости

Правовые аспекты в новой программе по обществознанию

Правовые аспекты в новой программе по обществознанию

В новой образовательной инициативе, направленной на улучшение качества общественного и исторического образования, ключевым аспектом становится пересмотр учебных программ и методов преподавания. Обновленная программа направлена на формирование у учащихся глубоких знаний и умения критически анализировать исторические события, понимать и оценивать социальные процессы. К таким выводам пришли участники сессии «Правовые аспекты в новой программе по обществознанию», которая прошла в рамках Петербургского международного юридического форума.

 

Организатором Форума выступает Фонд Росконгресс при поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Перераспределение учебных часов в пользу истории России и создание нового курса обществознания

«Учителя истории и обществознания нам подсказали идею увеличения количества часов на изучение отечественной истории в основной школе. Мы эту идею проработали. Соответствующее решение принято, и в полтора раза увеличено количество часов в основной школе на изучение истории нашей страны. <…> Через учебный год обществознание будет изучаться с 9-го класса и в старшей школе», — Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

 

«Рукопись в высокой степени готовности. Мы внимательно учитываем все замечания. <…> Мы сейчас ее дорабатываем. У нас более 20 рецензентов серьезных структур. И я думаю, что в итоге удастся создать принципиально новый курс обществознания, курс про то, что самая лучшая страна в мире — это Россия», — начальник департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Администрации Президента Российской Федерации Владислав Кононов.

 

«Перераспределение, которое идет в соответствии с долговременными чаяниями школы самой, коснется увеличения часов на историю России, сохранения часов на всеобщую историю. Это большое конкурентное преимущество. <…> История России обретает больше смыслов, курс обществознания преобразуется в пользу большей практичности, понятности и полезности. <…> Знания об обществе нужны каждому. Мы постараемся эти знания дать в учебнике… 9-го, впоследствии 10, 11-го классов полезно, интересно, чтобы эти знания сопровождали человека всю жизнь», — помощник Президента Российской Федерации, председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Владимир Мединский.

 

«Тот курс, который предлагается сегодня, он, на мой взгляд, отвечает потребностям и личности, и государства, и общества. Вот мне кажется, это важнейшее преимущество того курса, того содержания, которое сегодня разрабатывается. <…> Возвращение к программе трех лет, на мой взгляд, это очень важный тоже шаг вперед», — ректор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Тарасов.

 

ПРОБЛЕМЫ

Проблемы в правовом образовании школьников

«Нас не устраивает то поколение учебников обществознания и особенно то, что нас касается, модуль права 1990-х и даже уже 2000-х годов. Это период от советского учебника обществоведения к поиску новой концепции. И вот она вроде как бы сложилась. И всех как бы устраивает. Но если посмотреть, а что за человек получается в результате восприятия этого подхода к юридической подготовке? Это подход формально-юридический. Я бы даже сказал, эгоистически формально-юридический подход», — проректор по научно-исследовательской деятельности Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Синюков.

 

Избыточность учебного материала по обществознанию

«Но самый главный нарратив, от которого хотелось бы уйти, это даже не перегруженность учебников обществознания, а какой-то излишней теории, которая в жизни никогда не пригодится. Да, ее можно легко зазубрить, ее можно сдать отлично на ОГЭ и ЕГЭ. Но как она тебе поможет в жизни… если ты пойдешь, например, на филологический факультет или ты станешь агрономом. Это не очень понятно», — начальник департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Администрации Президента Российской Федерации Владислав Кононов.

 

«Количество уроков, так получилось, на рубеже 1990–2000-х, которые выпали новому предмету "Обществознание", находятся за гранью здравого смысла. Я напомню, что предмет "Обществоведение" в 10-м классе советской школы преподавался один год, как правило, один урок в неделю. Затем как-то так случилось, что из этого образовался курс обществознания с 6-го по 11-й класс. Некоторые классы по два, а в гуманитарных классах бывало и по три урока в неделю. И я, внимательно прочитав последние учебники, скажу честно, что не очень понятно, зачем такое. <…> Учителя приходили в ужас. Это странная теоретическая фактология, даже не фактология, а теоретический постулат вываливается на голову несчастного семиклассника», — помощник Президента Российской Федерации, председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Владимир Мединский.

 

РЕШЕНИЯ

Разработка дидактических и методических учебных материалов в помощь учителям

«Дидактические материалы могут быть, как печатные, так и электронные, в помощь, в дополнение. Обязательно мы это учтем. Новый учебник истории для 10–11-х классов впервые содержит ссылки на музеи, на различные сайты. И, как сами руководители музеев говорили, директора, у нас кратно возросло посещение. <…> Мы с Российским военно-историческим обществом делаем специальную платформу для сбора лучших дидактических материалов в помощь учителю. И аналогичную платформу, и аналогичные материалы обязательно параллельно нам нужно создавать, и мы такую задачу ставим, по предмету "Обществознание", — Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

 

«Должен быть, конечно, мощный блок методической поддержки учителя. <…> Я бы сформулировал это предложение таким образом: сформировать методический цифровой ресурс, к которому мог бы обращаться педагог. Причем в этом ресурсе могли бы быть как материалы более стабильные с точки зрения содержания. Это какие-то выдержки текстов, какие-то задания, связанные и с экономической сферой, и с правовыми аспектами. А могли бы быть, например, материалы, которые обычно учитель ищет в интернете, данные социологических опросов, которые достаточно быстро меняются, какие-то карты, что-то еще. <…> Я думаю, что это было бы тоже очень важно», — ректор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Тарасов.

 

Изменение содержания и облегчение правового модуля в школе

 

«Принципиальный вопрос — содержание. Должно измениться содержание. Что конкретно измениться должно? Первое — это информационно-академический подход к изложению права. <…> Убрать, во-первых, эту чисто информационную, отчужденную составляющую и облегчить, убрать из учебника ненужный юридический материал. Там он, в нынешнем учебнике, избыточен», — проректор по научно-исследовательской деятельности Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Синюков.

 

* Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.

Поделиться: