Правовые основы освоения Арктики в условиях глобальных изменений
Ключевые выводы
Социально-ответственный бизнес играет большую роль в развитии Арктики
«Очень важна роль бизнеса. В рамках Минвостокразвития разработан такой стандарт ответственности бизнеса перед местным населением и коренными [жителями. — Ред.]. В Мурманске этой осенью будет конференция по инициативе Председательства Российской Федерации [в Арктическом совете. — Ред.] впервые с тем, чтобы поговорить о ESG — еnvironmental, social, governance, ответственном ведении бизнеса, [о том. — Ред.] что социальные компоненты означают для ESG арктического региона», — посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.
«Как поддержать малый бизнес, когда он — в маленьком поселке? Даже со стороны государства — у нас есть государственные закупки. Но <…> все поставки выигрывают московские, петербургские организации», — статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.
«Большинство государств и бизнес заинтересованы в устойчивом освоении и развитии арктического региона. В противовес идеям консервации и запретам все чаще возникает инициатива по выработке стандартов устойчивого ведения деятельности в регионе», — генеральный директор АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований» Екатерина Салугина-Сороковая.
ПРОБЛЕМЫ
Зависимость условий жизни от внешних факторов
«Нам нужно обеспечить то, чтобы граждане знали, что у них будет топливо, продукты питания, что они смогут выжить. <…> Мы с вами должны понимать, что для человека, живущего в удаленном поселке в Арктике, конечно же, мы не создадим те условия, которые в Москве создаем», — статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.
«Тут — другой подход к организации жизни. Он сложнее. Хочется видеть более понятную конкурентную площадку в Арктике. Люди, которые приезжают туда работать, хотят точно также жить и развиваться. Да, Центральную Россию легче развивать. <…> В Арктике у нас большая часть жизни зависит в большинстве от северного завоза, от того, сколько туда будет вложено [инвестиций. — Ред.] и [насколько. — Ред.] вовремя сделаны определенные движения, вовремя сделаны поставки», — член комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова.
Сложность ведения бизнеса, отсутствие конкурентного рынка
«Мы с вами представляем, какие входные условия для бизнеса, для того чтобы он развивался, есть. Фактически рынка нет как такового, ни товаров, ни работ, ни услуг. Потому что это очень сложная территория. Поэтому вся наша логика на будущее, на совершенствование рассчитана на то, чтобы мы показывали нашим коллегам, что страна в 10 тысяч километров вдоль и 55 тысяч километров поперек все-таки другая», — статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.
«Длительные сроки инвестциклов в горнодобывающей промышленности — 7–10 лет. К моменту, когда ты вводишь объект в эксплуатацию, прошло семь лет, изменились условия финансирования, изменилось законодательство, хуже всего — изменился спрос на продукцию или цена на нее. И проект, который ты считал эффективным, через какой-то промежуток времени становится для тебя непривлекательным», — статс-секретарь — вице-президент ПАО «ГМК Норильский никель» Дмитрий Пристансков.
РЕШЕНИЯ
Комплексный подход к развитию регионов, основанный на научных данных
«Проблематика и северного завоза, и Северного морского пути крайне важны для нас с точки зрения обеспечения связанности наших северо-западных регионов с Дальним Востоком, важны с точки зрения развития регионов, важны с точки зрения развития транспортной доступности. Вот эти все вопросы взаимосвязаны. Их решение предполагает комплексный подход. А в комплексном подходе важно, чтобы он строился на научной базе», — посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.
«Россия должна быть флагманом арктической науки, <…> причем мирового уровня. Мы не исключаем [себя. — Ред.] из этого уравнения, поскольку нельзя, исключив Россию, наблюдать, как там климат меняется, что происходит в наших восточных арктических морях. Такая кооперация университетов между теми учеными из тех стран, которые готовы сотрудничать, очень важна», — декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анастасия Лихачева.
«Основываясь на науке, на медицине, на образовании, как раз-таки на исследованиях более глубоких, человеческие отношения должны переломить экономику, развернуть на человека. Не только ради развития региона, а для развития каждого проживающего на территории», — член комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова.
«Вы знаете, что наше Министерство [Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. — Ред.] было создано десять лет назад, чтобы комплексно заниматься развитием Дальнего Востока. Наше министерство на фоне всех других федеральных органов исполнительной власти очень сильно отличалось, вы знаете, что у нас система управления строится на отраслевом принципе — кто-то за транспорт, кто-то за другое, мы за весь «пиджак» в целом. Мне кажется, что мы сложили систему управления», — статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.
Создание условий для жизни, схожие с возможностями в Центральной России
«Люди, которые приезжают осознанно покорять Арктику, делают свой выбор. Делают выбор, возможно, на всю свою оставшуюся жизнь. Едут, работают, покоряют Арктику, доказывают сами себе, что они могут. Для этого важно создавать определенные условия. Они должны быть не менее заинтересованы, органы местного самоуправления и власти местные должны создать условия для жизни, чтобы у людей были такие же возможности, как в Центральной России», — член комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова.
«Повышение благополучия жизни жителей Арктики тоже стоит в повестке дня», — посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов.
«Нужно, как минимум, начиная от среднесрочной программы, один триллион рублей в год вкладывать, чтобы достичь того уровня развития, который у нас есть в некоторых регионах Центрального федерального округа. <…> Надо выстраивать инвестиционный климат, инвестиционные возможности для того, чтобы предпринимательство развивалось, чтобы через экономику развивалась социальная сфера», — статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org