Новости

Реформа контроля: придумал — объясни!

Реформа контроля: придумал — объясни!

Ключевые выводы 

Практику уменьшения числа проверок необходимо продолжать на законодательном уровне

«Проверок крайне много было, хотя, порядка 1,5 млн актов было отменено, работа не приостанавливается. Реформа до конца не завершена. Сейчас мы смотрим правоприменение в регионах. Потому что закон затрагивает все органы. Это новая система науки», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по контролю Михаил Романов.

«Реформа контроля надзора достаточно системно идет уже, можно сказать, не первый год, и за это время прошла несколько этапов своего развития. В 2019 году [было проведено. — Ред.] 1,5 млн проверок, по итогам 2021-го — в два раза меньше. Большой рывок сделан, но хочется, чтобы проверок было еще меньше. Сегодня нужно сконцентрироваться на том, что еще можно сделать. Может, есть смысл поработать с рисками глубже, в практическом ключе», — заместитель директора департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации Андрей Спиридонов.

 

ПРОБЛЕМЫ

Большое число требований и их толкование

«Есть закон об обязательных требованиях, который был принят, и вступил в силу в 2020 году, а также сложная история с обязательными требованиями. Бизнес зачастую говорит, что требования не понятны, непонятно как их применять, что с ними и каким образом нужно делать. Есть множество документов, которые разъясняют эти требования», — вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок» Константин Никитин.

«Мы пока не умеем хорошо считать нагрузку — сколько стоит каждое обязательное требование. Я думаю, если мы поймем эффекты, научимся их считать, наверное, и сама [регуляторная. — Ред.] гильотина будет работать эффективнее. Что касается разъяснений, мы должны максимально стараться формулировать требования таким образом, чтобы потом не пришлось их дополнительно разъяснять. Есть здесь момент сложной стыковки. <…> Количество разъяснений, которые есть сегодня, требует рассмотрения, надо их сократить. Субъекту очень сложно в таких условиях работать», — руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации Вячеслав Витушкин.

 

РЕШЕНИЯ

Профилактический контроль и диалог с бизнесом

«Что касается профилактического визита [Статья 52. Профилактический визит Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». — Ред.]: это будут делать не государственные органы, а другие структуры. Имеется большое количество субъектов, которые готовы соблюдать правила поведения, но они не разбираются в них. У них нет серьезного умысла [нарушать. — Ред.], они готовы делать иначе, но при определенных условиях. Им не хватает знаний и ресурсов. Профилактика должна быть направлена на эту массу», — руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации Вячеслав Витушкин.

«Мы проводили опросы, постарались спросить, принес ли профилактический визит пользу. Позитивная динамика есть. <…> Мы видим, что государственные органы тоже начинают активно использовать этот инструмент», — директор департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития Российской Федерации Александр Вдовин.

Внедрение цифровых технологий

«Мы — за применение цифровых технологии. Уже реализован автоматизированный контроль, все нарушения, которые выявляются, затем передаются в контрольные органы. Это реализовано в земельном надзоре, строительном надзоре и других структурах. Система наблюдения насчитывает более двух тысяч камер. Что касается контроля в сфере благоустройства, мы используем машинное зрение, чтобы определять нарушения на объектах. Наличие технической базы дает возможность двигаться дальше и применять специальный режим контроля — это постоянное получение информации об объекте контроля», — заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы Елена Клименко.​

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org

 

 

Поделиться: