Спортивное право: нет спорта без политики?

Эксперты под эгидой права на сессии «Спортивное право: нет спорта без политики?», прошедшей в рамках Международного молодежного юридического форума, обсудили разноплановую тематику: дальнейшие пути эволюции спортивного права, стандарты антидопинговых доказательств, изменения современного статуса российского спортсмена на международных соревнованиях, отстаивание прав спортсменов и спортивных федераций, особенности национальной спортивной политики и др.
Об особенностях, связанных с отдельными принципами олимпийского движения, рассказала аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Светлана Вашурина. Она подчеркнула, что все международные соревнования связаны с национальным представительством, и заложенная в Олимпийской хартии «идея национального представительства влияет на принятие тех или иных решений». Спикер затронула и вопрос введения санкций в отношении лишения государств права использования флага и гимна на международных соревнованиях. Завершая свое выступление, спикер высказала свое мнение: «Однозначно, учитывая нынешнюю ситуацию, спорт, скорее всего, не может быть вне политики».
Об изменении подходов к пониманию правового статуса спортсмена, выступающего за сборные команд Российской Федерации на международных спортивных соревнованиях, в условиях современного санкционного давления, рассказал заместитель директора правового департамента Министерства спорта Российской Федерации Антон Солянин. Он обозначил хронологию событий, повлиявших на понимание правового статуса российского спортсмена. «Фактически, — сказал спикер, — в настоящее время сформировался новый статус — нейтрального спортсмена из России. Тем самым была нивелирована роль общероссийских спортивных федераций и Олимпийского комитета России, как субъекта правоотношений между конкретным спортсменом и организатором. Практически МОК сегодня нам предлагает рассматривать спортсмена как самостоятельного субъекта правоотношений без какой-либо поддержки и участия Российской Федерацией». Такие рекомендации, по мнению спикера, полностью не соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Положениям Международного пакта о гражданских и политических правах и основным принципам Олимпийской хартии. В связи с этим, подытожил А.Солянин, «предлагаю тщательно проанализировать организационные правовые возможности, перспективы и цели направления российских спортсменов на такие международные соревнования в предложенном статусе индивидуального нейтрального спортсмена и имеющиеся механизмы правовой защиты их законных прав и интересов».
Заместитель генерального секретаря Российского футбольного союза; заведующий кафедрой спортивного права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Денис Рогачев поделился своим видением проблемы «о невозможности разделить спорт и политику». В частности, он отметил, что «российский спорт сейчас отключен от международного спорта. И на время этой возникшей паузы необходимо сфокусироваться на развитии спорта в России — на развитии детского и студенческого спорта, спорта для пожилых людей и т.п. Нужно обеспечить максимальный приток в физическую культуру и спорт населения нашей страны». Спикер обозначил основную проблематику правового регулирования и источники внебюджетного финансирования спорта.
Кандидат юридических наук, адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург», член Дисциплинарного антидопингового комитета РАА «РУСАДА» Александр Кравченко на основе анализа практики Комитета познакомил участников со стандартами антидопинговых доказательств.
О политизированности спорта высказался заместитель генерального директора ФХР, управляющий директор ВХЛ, арбитр НЦСА, МКАС при ТПП РФ Александр Кикнадзе. По его словам, в ближайшие годы «выжить» смогут только те национальные спортивные команды, у кого есть человеческий капитал, технологии и инфраструктура. Это те три позиции, которые спортивное право должно урегулировать. Задача юристов — проработать механизмы по созданию информационной системы физкультуры и спорта, повысить доступность и массовость спорта. Особое внимание необходимо обратить на поиск инвесторов при соблюдении баланса интересов. В своем выступлении спикер затронул тематику «спортивной дипломатии». «Необходимо, — отметил он, — провести анализ международно-правовых документов, принятых в различные периоды международными организациями (ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО, МОК) и регламентирующих общественные отношения в сфере спортивной дипломатии, с целью выявить механизмы, не позволяющие в будущем подвергать дискриминационному давлению и санкциям национальные спортивные организации. Это — важная юридическая задача».