Новости

Судебная экспертиза на передовой борьбы с вызовами времени

Судебная экспертиза на передовой борьбы с вызовами времени

Ключевые выводы

 

Информационная защита результатов экспертиз — важная задача для национальной безопасности любой страны

 

«Наши руководители, наше государство прописывает в нормативных правовых актах вопросы, связанные с информационной безопасностью, как вопросы, которые являются экзистенциональными для существования России, говоря о том, что защита информационного пространства России — это действительно одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. <…> [Необходимо. — Ред.] противодействовать деструктивным явлениям с помощью различных подходов, технологий и, в первую очередь, с использованием специальных знаний в области судебной экспертизы», — директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, профессор кафедры судебных экспертиз ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» Елена Галяшина.

 

 

«В целом в настоящее время наблюдается значительный интерес к экспертной деятельности, связанный с постоянным развитием инновационных технологий, компьютерной техники, что стимулирует совершенствование преступной деятельности и переход ее в онлайн-сферу. В режиме проекта центра судебной экспертизы Минюста Казахстана и МВД мы переходим уже на электронный формат, это платформа. С момента постановления о назначении экспертиз, определения все это будет проводиться теперь через электронный формат. Сегодня изучаем плюсы и минусы», — первый проректор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан Калиолла Сейтенов.

 

Судебная экспертиза обладает большим потенциалом

 

«Очень серьезная работа продолжается по разработке новых видов судебных экспертиз нашими отечественными учеными. И существенное развитие получила молекулярно-генетическая экспертиза. <…> Результатом явился закон о всеобщей геномной регистрации, который сейчас находится на рассмотрении в законодательных органах. Отработаны новые способы кодирования молекулы ДНК. Институт биохимии и генетики сработал очень хорошо», — профессор кафедры криминалистики Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Фарит Аминев.

 

«Руководство Министерства [юстиции Российской Федерации. — Ред.] прилагает колоссальные усилия по переводу судебно-экспертных учреждений Минюста России на принципиально новый уровень развития. Особое внимание уделяется при этом развитию новых направлений судебных экспертиз, совершенствованию системы менеджмента качества, а также созданию многоступенчатой образовательной деятельности в области судебной экспертизы на базе Российской правовой академии», — заместитель директора ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации Георгий Омельянюк.

 

ПРОБЛЕМЫ

 

Сложность выявления преступных угроз в киберпространстве 

 

«Все многообразие информационного пространства, которое мы с вами имеем в своем пользовании, показывает, что угрозы носят очень сложный, полимодальный характер. Одновременно сегодня наши пользователи могут работать в разных мессенджерах. Несмотря на то, что государство видит опасности, запрещает ряд организаций, которые однозначно показывают себя в качестве террористических или экстремистских на своих аккаунтах, тем не менее есть вуалирование и маскировка этого контента, которые не позволяют их сразу и однозначно отнести к тому или иному экстремистскому или террористическому контенту. Они могут демонстрировать мимикрию под различные молодежные новомодные тренды либо под культурологические аспекты», — директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, профессор кафедры судебных экспертиз ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» Елена Галяшина.

 

«Казахстан в силу своего геополитического расположения оказался на одном из основных направлений борьбы с такими глобальными угрозами, как экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, киберпреступность и торговля людьми. Указанные и другие виды угроз являются общими и для четырех соседних государств — это Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, а также Туркменистан, — что требует от правоохранительных структур совместного системного сотрудничества», — первый проректор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан Калиолла Сейтенов.

 

Отсутствие унифицированной системы проведения экспертиз

 

«Подход, который сегодня есть, когда разрозненные экспертизы назначаются, разного вида —, лингвист исследует вербальную составляющую, иные специалисты привлекаются, психологи, политологи, религиоведы для выявления деструктивного или противоправного контента, — даже если назначается комплексная экспертиза, существует огромная проблема сопряжения знаний применительно к этому сложному поликодовому объекту. Каждый исследует свою часть, каждый применяет свои знания в той или иной области, но интегративного анализа в целом этого продукта не происходит. И на практике бывает так, что психолог говорит одно, лингвист говорит другое, и в результате мы оказываемся в ситуации, что мы не можем оценить этот объект, информационный продукт», — директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, профессор кафедры судебных экспертиз ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» Елена Галяшина.

 

 

РЕШЕНИЯ

 

Усилить подготовку специалистов в сфере судебной экспертизы

 

«Постараюсь рассказать о новом научно-образовательном проекте, к реализации которого мы приступили на площадке нашего университета. Как раз одно из приоритетных направлений, которое сейчас реализуется в университете, является судебная экспертная деятельность. Мы создали специализированную кафедру судебных экспертиз. Полагаем, что это будет уникальная, не имеющая аналогов, кафедра, потому что она будет в себе объединять как специалистов практикующих и ведущих из числа руководства Российского федерального центра судебных экспертиз, и ведущих теоретиков, юристов, которые специализируются в этой области», — проректор по науке, заведующий кафедрой, профессор кафедры гражданского процесса и организации службы судебных приставов ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Владимир Гуреев.

 

«На сегодняшний день у нас есть 21 образовательная программа переподготовки по экспертным специальностям и более 200 программ повышения квалификации. Практически раз в два года, когда появляется новый вид или из вида выделяется подвид судебной экспертизы, подтверждение квалификации в суде, в правоохранительных органах, у специалиста требуют соответствующее документальное подтверждение. Поэтому в институте очень оперативно разрабатывается необходимая документация, образовательный стандарт, и начинается переподготовка», — профессор кафедры судебных криминалистических экспертиз Института повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Ирена Лапина.

 

Создать комплексную систему проведения судебных экспертиз

 

«Мне кажется, сегодня назрело выделение в качестве особого рода заведомо комплексной экспертизы или заведомо комплексного исследования путем привлечения разных специалистов, в зависимости от направленности, целевой аудитории, контента, но экспертизы информационного продукта. Не просто лингвистической, психологической экспертизы, это должна быть экспертиза информационного продукта. Этот процесс надо проводить комплексно, комиссионно, с привлечением специалистов разных специальностей», — директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, профессор кафедры судебных экспертиз ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» Елена Галяшина.

 

«Создание единого государственного органа, связанного с судебной экспертизой, это ответ Республики Беларусь на определенный социальный заказ. В том числе связано это с установлением отцовства. Это были очень сложные, длительные экспертизы. Сейчас это все делается за две недели по обращению граждан либо по назначению суда. Ответственность государственного судебного эксперта за заключение, которое он выносит, вы понимаете, что она не подвергается сомнению, максимально высока, по сравнению с другими возможными исследованиями лабораторий», — профессор кафедры судебных криминалистических экспертиз Института повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Ирена Лапина. 

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс  www.roscongress.org

 

Поделиться: