Свобода в цифре: право и эволюция рыночных отношений

Цифровые платформы и
маркетплейсы не просто меняют способ ведения бизнеса, но и создают новые формы
экономических и юридических отношений между участниками рынка. Одной из
ключевых задач для юристов является разработка таких схем, которые бы
обеспечивали честную конкуренцию, защиту прав потребителей и бизнеса, а также
способствовали инновационному развитию. Это требует не только глубокого
понимания текущих законодательных рамок, но и способности предвидеть, как
изменения в технологиях и рыночных условиях могут повлиять на правовую среду. К
таким выводам пришли участники сессии «Свобода в цифре: право и эволюция
рыночных отношений», которая прошла в рамках Петербургского международного
юридического форума.
Организатором Форума
выступает Фонд Росконгресс при поддержке Министерства юстиции Российской
Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Цифровизация породила новую экономическую отрасль
«Мы создали целую отрасль.
<…> Мы находимся на пороге новой эры. Сейчас цифровая экономика меняет
привычные взаимоотношения между участниками рынка. <…> В цифровую историю
идут сейчас все: и онлайновый бизнес, и оффлайновый. <…> Любой бизнес старается быть
оптимальным с точки зрения затрат, и, если ты переходишь определенный порог, ты
рано или поздно понимаешь, что твое будущее — это платформа, это big data, это
алгоритмы — искусственный интеллект, скоринги, рейтинги», — генеральный
директор Wildberries Татьяна Бакальчук.
«Везде проглядывается
тренд на то, что это самостоятельная отрасль. Это отрасль со своими
принципами», — заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических
разработок» Екатерина Папченкова.
«По данным Минцифры, за
последние 4 года цифровая интернет-экономика увеличилась в 3,5 раза. Доля
цифровой экономики составляет не менее 4% валового внутреннего продукта (ВВП),
это очень большие цифры. Мы видим, как цифровые платформы изменили нашу жизнь.
Они выполняют уникальные функции: не только обеспечивают устойчивое предложение
товаров и услуг, но и снимают ограничения по территориальной доступности. Все
это приводит к тому, что эффективность ценовой конкуренции увеличивается», —
декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая
школа экономики» Вадим Виноградов.
Цифровая экономика как новая отрасль остро нуждается в собственной
нормативной базе
«Нам нужно определить,
дать какие-то понятия, дать какие-то принципы. Вместе попробовать подойти к
тому, чтобы создать регуляторику, описать, что такое платформенная экономика,
цифровая экономика, куда мы все идем», — генеральный директор Wildberries Татьяна
Бакальчук.
«Спор рождается из-за
проблемы, двойственности толкования, пробелов законодательства. Отношения
развиваются законодательство чуть-чуть позже шагает за этими отношениями. Но в
данной области это объективно. Технологии сегодня очень серьезно идут вперед»,
— ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Ильгова.
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие грамотной налоговой политики и законодательного
регулирования платформенной занятости
«Кто должен на самом деле
платить налоги? Логично, чтобы платил человек, который оказывает услуги. Наша
налоговая система пока что к этому не готова. История с дифференцированным НДФЛ
— это очень классная тема. Мы считаем, что нужно дальше развивать ее, потому
что, чем больше ты зарабатываешь, тем больше ты должен в экономику назад
вкладывать», — генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук.
«Не все регуляторы, не
все депутаты понимают до конца эту отрасль экономики, которую хотят
порегулировать. Кто-то говорит, что маркетплейсы надо "расчленить" —
так как там набор разных услуг, логистика, продажи, что работа предполагает
отпуска, трудовой договор. А как быть с теми людьми, которые хотят работать 11
дней в месяц, например, для которых отпуск не важен? Непонятно. Юристы
постоянно сталкиваются с такими вызовами», — управляющий партнер Kosenkov &
Suvorov, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Денис
Косенков.
«Проводили анализ
нормативно-правовых актов. Тот проект, который сейчас есть, нужно подумать —
возможно, его нужно усовершенствовать, дополнить. На сегодня он не
соответствует федеральному проекту "Нормативное регулирование цифровой
среды" [включен в национальную программу «Цифровая экономика Российской
Федерации». — Ред.]. Никак он не
помещается в концепцию названного федерального проекта», — ректор Саратовской
государственной юридической академии Екатерина Ильгова.
«Почему-то наш регулятор
выбрал путь жестких императивных ограничений. По срокам оферт, по применению
штрафов. За рубежом это нигде практически не применяется, хотя предмет
регулирования тот же. <…> Создаются досудебные процедуры урегулирования
споров, возможность привлечения медиаторов, закрепляются механизмы защиты от
произвола, для того чтобы спор рассматривался искусственным интеллектом, а не
человеком, чтобы создать прозрачные условия игры, не ограничивая возможность
применения штрафов, блокировок», — заместитель генерального директора Фонда
«Центр стратегических разработок» Екатерина Папченкова.
Сами маркетплейсы недостаточно инициативно выражают позицию
«Все что сейчас происходит
негативное, чрезмерное — это ответ на вялую позицию самих маркетплейсов тогда,
когда для них созданы идеальные условия. <…> Большие деньги — это большая
ответственность», — председатель Организации по защите прав потребителей
«Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
РЕШЕНИЯ
Необходимо совершенствовать механизмы регулирования платформенной
занятости
«Платформенная занятость —
это та занятость, с которой нам нужно учиться работать, потому что она есть,
она будет. Речь идет не только о низкоквалифицированном труде, а о
разработчиках, юристах, так как человек хочет распоряжаться своим временем,
хочет зарабатывать больше за те часы, которые он готов потратить на работу.
Схема платформенной занятости позволяет выполнять несколько задач», —
генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук.
Нужно законодательно закрепить соблюдение норм в цифровой экономике
с учетом принципа баланса
«Хотелось бы, чтобы с
большим юридическим сообществом мы — как цифровая экономика, как новая отрасль
— могли разработать правовое поле», — генеральный директор Wildberries Татьяна
Бакальчук.
«Добросовестные практики
можно закрепить законодательством, потому что это добрая воля самих платформ,
самих площадок, самих компаний — следствие конкуренции друг с другом. Такого
плана вещи, как заблаговременное уведомление об изменениях в оферте,
возможность арбитража с точки зрения рассмотрения претензий по штрафам,
своевременность ответов на запросы продавцов или пунктов выдачи заказов — все
это совершенно точно сделает такие отношения лучше и прозрачнее, позволит им
быть более предсказуемыми. Это хорошо для обеих сторон. Площадка напрямую
зависит от своих партнеров и наоборот. Что точно я бы не делал и делать не
рекомендовал, так это вмешиваться в ценообразование на высококонкурентном
рынке», — президент Ассоциации компаний интернет—торговли Артем Соколов.
«Необходим взвешенный
подход. Создание больших барьеров, контрольных мероприятий не всегда ведет к
положительным эффектам. Это возможность развиваться. В области цифровых
платформ свобода должна быть внутри стратегии развития. И мы должны
основываться на добросовестности участников, мы не должны их заранее обвинять в
том, что они нарушают чьи-то права», — ректор Саратовской государственной
юридической академии Екатерина Ильгова.
«Регуляторам, юристам
нужна сегодня помощь, потому что невозможно создавать нормы права, невозможно
регулировать общественные отношения и создавать что-то, что будет противоречить
этим отношениям, мешать развитию», — управляющий партнер Kosenkov & Suvorov,
вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Денис Косенков.
*Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта.
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.