Трансграничная торговля в условиях односторонних мер экономического характера
Принципы свободной
торговли, декларируемые на международном уровне, часто сталкиваются с
реальностью экономических санкций и ограничений. Необходим комплексный подход к вопросам международной
торговли, учитывающий текущие реалии и стремление к развитию открытых и
справедливых международных экономических отношений. К таким выводам пришли
участники сессии «Трансграничная торговля в условиях односторонних мер
экономического характера», которая прошла в рамках Петербургского
международного юридического форума.
Организатором Форума выступает Фонд
Росконгресс при поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Трансграничная
торговля развивается даже в условиях вводимых санкций
«Трансграничная торговля
пережила достаточно серьезный кризис, она начала переживать его с начала
ковида, когда были введены полетные ограничения, борты перестали возить грузы.
Как правило, это грузы в посылках, штучные товары. И тогда она практически
сошла на нет, достаточно серьезно сжалась. Сейчас мы видим, наоборот, серьезный
расцвет трансграничной торговли. По итогам прошлого года мы увидели достаточно
высокую динамику. Сейчас смотрим от месяца к месяцу, там рост примерно 50% год
к году. Этот канал продаж достаточно серьезно оживает», — президент Ассоциации
компаний интернет-торговли Артем Соколов.
«Международные
транспортные коридоры с давних времен были и геополитическим явлением, и
культурным явлением. Взять хотя бы Великий шелковый путь, вокруг которого
выстраивались целые государства… Нам кажется, что сейчас настало время, когда
международные транспортные коридоры, создаваемые с нашим участием, создаваемые
с участием Российской Федерации могут стать еще и правовым явлением, создав
правовую среду для развития международной торговли в новых отношениях, в новой ситуации,
в ситуации многополярности», — заместитель начальника правового департамента
ОАО «Российские железные дороги» Платон Гурьянов.
ПРОБЛЕМЫ
Сложности с исполнением контрактов в связи с введением
ограничительных мер
«Санкционный удар в
отношении РЖД выразился в том, что были введены секторальные санкции,
препятствующие нам привлекать заемное финансирование [РЖД находится под
секторальными санкциями США, ЕС и Швейцарии. — Ред.]. И было установлено торговое эмбарго, которое, с одной
стороны, ограничивает транзит по международным транспортным коридорам, а с
другой стороны, не позволяет импортировать в Россию железнодорожную технику,
которая необходима для осуществления перевозок. <…> Воздействие санкций
на торговлю шире, чем это напрямую записано в санкционных актах. Санкции
создают атмосферу токсичности в отношении российских компаний. Под воздействием
этой атмосферы торговые партнеры расторгают контракты, даже если это не
предусмотрено санкциями», — заместитель начальника правового департамента ОАО
«Российские железные дороги» Платон Гурьянов.
«Санкционные
ограничения, или ограничительные меры, которые были приняты против России, в
первую очередь разрушили логистические пути, нарушили финансовые потоки и
товарные цепочки, из-за чего множество российских предпринимателей столкнулись
с проблемой невозможности или ограниченной возможности исполнения тех или иных
обязательств по имеющимся контрактам», — руководитель центра юридической помощи
и медиации Московской торгово-промышленной палаты Тимофей Иваненко.
Проблемы с правовым регулированием параллельного импорта
«У нас такая уникальная
юрисдикция, в которой оригинальный товар, который ввезен на территорию
Российской Федерации без согласия правообладателя, признается контрафактом [п.
4 ст. 1252 Гражданского кодекса. — Ред.].
Я не знаю ни одной другой юрисдикции, где такая коллизия существует. То есть
товар оригинальный, но он контрафактный, потому что правообладатель не разрешал
его ввозить на территорию России. <…> Дается возможность иностранному
правообладателю диктовать условия не защиты своих прав, а влияния на внутренний
рынок. Зачем мы даем такое право правообладателю? Он мало того что в ряде
случаев вводит санкции, а потом еще усиливает такими внутренними несуразицами в
правовом регулировании. Поэтому здесь абсолютно точно нужно как можно быстрее
расставить точки над i»,
— статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
(ФАС России) Сергей Пузыревский.
РЕШЕНИЯ
Создание правовой инфраструктуры для международных транспортных
коридоров
«Требуется создать
международно-правовые нормы, договоры, систему договоров, которые бы создавали
правила игры, не подверженные санкционному влиянию, правила игры для
международных транспортных коридоров. Необходимо в такие договоры или один
договор, международный договор, включить положение о том, что санкции, вводимые
государствами или их блоками, являются незаконными. <…> Вторая часть
правовой инфраструктуры, которая необходима международным транспортным
коридорам, это организационная. Нужна международная организация, которая позволяла
бы решать на своей площадке вопросы, связанные с деятельностью международных
транспортных коридоров», — заместитель начальника правового департамента ОАО
«Российские железные дороги» Платон Гурьянов.
Установление критериев для признания санкций обстоятельствами
непреодолимой силы
«В первую очередь
необходимо позволить установить четкие критерии обстоятельств непреодолимой
силы с условиями той объективной реальности, которая сложилась на данный
момент. Во-вторых, я считаю, необходимо говорить о том, что пора отказываться
от типовых контрактов. По крайней мере, в той части, которая затронута
санкционными ограничениями. <…> На мой взгляд, необходимо защитить
предпринимателя в части правового регулирования обстоятельств непреодолимой
силы и внести четкие критерии, которые позволили бы признать санкции в
определенных условиях обстоятельствами непреодолимой силы», — руководитель
центра юридической помощи и медиации Московской торгово-промышленной палаты
Тимофей Иваненко.
* Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта.
Подробнее читайте в
Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org.