Законодательство об административных правонарушениях: вопросы процессуального права
Одним из ключевых
аспектов современной правовой реформы является цифровизация процессуального
законодательства. Это позволяет не только упростить доступ к правосудию, но и
сделать его более оперативным и прозрачным. Внедрение электронного
документооборота и возможности дистанционного участия в процессах значительно
ускоряет обработку дел и делает правосудие доступнее. К таким выводам пришли
участники сессии «Законодательство об административных правонарушениях: вопросы
процессуального права», которая прошла в рамках Петербургского международного
юридического форума.
Организатором Форума выступает Фонд Росконгресс
при поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Санкции и размеры административных штрафов для граждан остались
без изменений в новом кодексе
«Теперь совершенно четко
зафиксирован тренд на смягчение административных санкций как в отношении
граждан, так и в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
<…> В отношении самих административных штрафов принято решение не
повышать их размеры для граждан, но за рядом некоторых исключений, практически
для физических лиц, штрафы остаются на прежнем уровне», — первый заместитель
Председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Ирина Рукавишникова.
Необходимость четкого определения привлечения к административной
ответственности
«Моратории на проверки.
Очень многое изменилось за эти годы, и сегодня мораторий становится уже
постоянно действующей практически реальностью. Но тем не менее мы убираем одни
оборотные штрафы — появляются другие. Сегодня у нас появились оборотные штрафы
за нарушение правил хранения, обработки и за утечку персональных данных. Ну,
практически. Уже, я думаю, от безысходности мы предвкушаем их появление. Очень
серьезно повысился объем штрафов. И сегодня очень остро стоит вопрос о том, а
знаем ли мы, за что мы в конечном итоге хотим и кого привлекать к
административной ответственности в этой части? <…> Поэтому одна из первых
задач — это то, что все-таки привлечение к административной ответственности
должно быть очень четко определено, мы должны очень четко понимать предмет, за
который мы привлекаем к административной ответственности, чтобы не было даже самой
гипотетической возможности оспаривания того, относительно чего мы выносим то
или иное решение», — вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской
Федерации Елена Авакян.
«В последние годы
наблюдается введение отдельных элементов использования названных технологий в
производстве по делам и в административных правонарушениях. В частности,
предусмотрена возможность направления участникам производства извещений с
использованием любых средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование
извещений, использование видео-конференц-связи. Вынесение постановления по делу
об административном правонарушении и его направление для исполнения в форме
электронного документа. Подача электронной жалобы на постановление, которое
вынесено по административному правонарушению, зафиксированного с использованием
работающего в автоматическом режиме специального технического средства», —
судья Верховного суда Российской Федерации Сергей Кузьмичев.
ПРОБЛЕМЫ
Региональная правовая база не может устоять перед федеральными решениями
«Это один из самых острых,
самых сложных вопросов, вообще краеугольный камень всего регулирования.
<…> Повсеместно в течение десятков лет складывается негативная судебная
практика об оспаривании региональных законов в области административной ответственности
как противоречащих федеральному законодательству. Как бы мы ни подходили к
решению этой задачи, пока, к сожалению, выхода здесь очевидного нет», — первый
заместитель Председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству Ирина Рукавишникова.
Ограниченное использование информационных технологий в
законодательстве
«Единственной сферой
процессуального законодательства, в которой существенно ограничено применение
таких технологий, остается законодательство об административных
правонарушениях. В настоящее время, например, электронный документооборот
применим только к делам об административных правонарушениях, зафиксированных с
помощью специальных технических средств», — исполняющий обязанности директора
департамента законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве
Министерства юстиции Российской Федерации Мария Глущенко.
«Представляется, что такое
усиление будет осуществлено с минимальным риском увеличения нагрузки на
судебную систему только в том случае, если будет реализовано одновременно с
внедрением системы специализированных административных судов», — исполнительный
директор — руководитель аппарата Ассоциации юристов России Анастасия Милютина.
РЕШЕНИЯ
Интернет-суды для административных дел
«Идея создания
интернет-судов, она в данном случае также вполне себе имеет право на
существование, чтобы подобные споры рассматривались в интернет-пространстве,
онлайн, потому что вряд ли можно допустить, что интернет-правонарушения
совершит человек, который не знает, где у компьютера кнопка», — вице-президент
Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Елена Авакян.
Цифровизация административного процесса
«Законопроектом о внесении
изменений в КоАП [Кодекс об административных правонарушениях. — Ред.] предлагается закрепить возможность
изготовления, направления, получения любых процессуальных документов в
электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также
предусмотреть правовые основания для дистанционного участия в производстве по делам
об административных правонарушениях. При этом сразу хочу обратить ваше
внимание, что вводимое регулирование будет распространяться на все виды
процессуальных документов, применяться к любым категориям дел и на разных
стадиях производства по делу. В электронном виде можно будет направлять как
документы, изначально изготовленные в таком виде, так и электронные копии
бумажных документов. В законопроекте предусмотрено несколько каналов для обмена
документами в электронном виде», — исполняющий обязанности директора
департамента законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве
Министерства юстиции Российской Федерации Мария Глущенко.
* Материал подготовлен с
использованием искусственного интеллекта.